Политкорректор: чрезвычайное положение

Политкорректор
© Baltnews

Сергей Середенко

О последствиях коронавируса, игры с ценами на нефть и политической мобилизации местных банков с зарубежными хозяевами в странах Балтии.

Три процесса в последнее время явно влияют на наши правозащитные дела тут, в Прибалтике – коронавирус, игра с ценами на нефть и политическая мобилизация местных банков с зарубежными хозяевами. Игнорировать эти процессы сложно, а освещать собственными силами – глупо, потому что ровным счетом ничего не могу сказать ни про пандемию коронавируса, ни про логику банков, ни тем более про нефтяные интриги. Хотя на неделе был целый ряд звонков из различных СМИ, желающих выслушать именно мое мнение про коронавирус. А я не доктор, и даже не PhD…Так что будем говорить про последствия.

В Эстонии объявлено чрезвычайное положение. Пока – до 1 мая. "Изменения коснутся в том числе школ, культурной жизни и поездок на судах. Нельзя будет проводить публичные мероприятия".

То же сделало правительство Латвии. "Для посещения ребенком детского сада с 13 марта родителям необходимо предоставить письменное подтверждение, что семья не находилась в регионе распространения нового коронавируса и не контактировала с зараженными лицами, а также не имеет другой возможности присматривать за ребенком".

Прелестно. И где дают такие справки?

В Литве чрезвычайное положение было объявлено еще в конце февраля, притом что на тот момент ни одного заболевшего в стране не было.

Эпидемия – классическая причина для запрета публичных собраний. С такой напастью, как злобная эпидемия, Прибалтика в своей новейшей истории сталкивается впервые, так что дело правозащитников – приглядывать за пропорциональностью устанавливаемых запретов и принимаемых мер.

Например, показанные выше требования для посещения ребенком детского садика в Латвии – откровенный бред. А 81 евро за анализ на коронавирус в Таллине – откровенно дорого.

Из хорошего: в Риге отменяют Марш легионеров.

Из плохого:

Александр Гапоненко: "Наступает 16 марта – День латышского легионера войск Вафен СС. В этот день у всех антифашистов в Латвии блокируют доступ к ФБ. Меня администрация сети уже предупредила, что я нарушаю нормы сообщества. Писать про Холокост и другие формы преследования нацистами этнических меньшинств у себя на странице больше не могу".

Из хорошего: отменяется целый ряд натовских учений.

Из плохого: под угрозой мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы.

Ранее Гедрюс Грабаускас высказывал мысль о том, что нынешний накал страстей в Литве связан, скорее всего, именно с празднованием 75-летия Победы. Он же недавно обратил внимание на то, что суды в Литве ведут себя иначе, нежели в Латвии и Эстонии – там обвинительные приговоры по политическим делам выносятся судами смело. Кстати, 26 марта начнется суд над Альгирдасом Палецкисом. На сайте Фонда стратегической культуры появилась обзорная статья Дмитрия Перцева "За какие грехи русские в Прибалтике погибают в одиночку?". Также могу порекомендовать новую работу Александра Носовича "Спецслужбы в Прибалтике подменили собой демократию".

Поводом для этой статьи стала слежка со стороны Департамента госбезопасности… за кандидатами в президенты страны. "Директор спецслужбы Дарюс Янушкис решил оправдаться тем, что в принятых мерах наблюдения не было ничего особенного – ДГБ подобным образом наблюдает за десятками тысяч литовцев. Скандал лишний раз показал аномально высокую роль спецслужб в политической жизни стран Балтии. В условиях господства мифологии "русской угрозы" спецслужбы Прибалтики чувствуют свою полную безнаказанность и вседозволенность".

Рвение литовских спецслужб в деле преследования антифашистов вызвало реакцию со стороны российского посольства. Посольство России в Литве решило не оставлять без внимания преследование инакомыслящих властями республики. Об этом сообщается на странице диппредставительства в Twitter.

В посольстве считают, что Департамент госбезопасности Литвы "перешел к открытому преследованию и травле активистов из числа российских соотечественников". "Такая провокационная деятельность, естественно, не останется без последствий", – говорится в сообщении диппредставительства.

Отвлекусь: к сожалению, подобного рода заявления и даже дипломатические ноты эффективными назвать нельзя. В конце февраля я, как биатлонный болельщик, был вместе с другими болельщиками возмущен обыском у Александра Логинова и его тренера Александра Касперовича буквально за несколько часов до очередного старта на чемпионате мира.

"Российское посольство в Италии связалось с аппаратом председателя Совета министров этого государства. Также от внешнеполитического ведомства этой страны запросили и разъяснения и также отправили официальную ноту", – сообщила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Таких сообщений было много. А вот сообщений о том, что же ответило МИД Италии, и ответило ли вообще, не было ни одного. А зря – меня, например, интересует, что они могли ответить. И, главное, не станут ли такие выходки впредь нормой.

Что в связи с короновирусом будет в России в части голосования по поправкам к конституции и празднованием юбилея Победы – пока не понятно. Однако понятно, что президент Эстонии в Москву на праздник Победы не поедет. По понятной причине – ее не приглашали. Но осветить этот факт можно по-разному.

Так, на портале rusvesna.su появилось сообщение "Истерика в Прибалтике: звонкая оплеуха Москвы президенту Эстонии":

"Политический источник рассказал эстонскому изданию Postimees – президент Эстонии Керсти Кальюлайд не приедет на парад Победы в Москву. Причина проста – ее никто туда не пригласил.
Москва не прислала госпоже президенту приглашение посетить мероприятия, посвященные 75-летию Победы. По словам источника, Кальюлайд не стоит надеяться, что приглашение где-то затерялось – его просто нет и не будет".

Нормальное такое для наших времен пропагандистское сообщение с использованием эмоциональных усилителей типа "истерика" и "оплеуха". Смутило другое – указание на некий анонимный "политический источник", а у нас в Эстонии это не принято, – в маленькой стране всякий "аноним" вычисляется на раз. Поэтому полез искать первоисточник. Нашел. И вот что пишет Postimees:

"Россия до сих пор не прислала президенту Эстонии приглашения, сказал представитель Кадриорга Таави Линнамяэ. А раз нет приглашения, невозможно сказать ни да, ни нет".

То есть никакой интриги с анонимностью нет. И по своему опыту могу сказать, что, если позвонить в канцелярию президента и спросить, получила ли она приглашение (куда-либо), то, скорее всего, ответят содержательно. Это, конечно, если ты не хочешь узнать маршрут передвижений Петра Порошенко по Таллину с целью подловить его с соответствующим пикетом. Тут сошлются на меры безопасности…

Теперь про банки. Устами тех, кто про это понимает.

Александр Гапоненко: "Мне пришло извещение, что в почтовое отделение пришло заказное письмо. Я обычно заказные письма не принимаю, поскольку они всегда содержат какие-либо гадкие новости. А тут пришлось пойти, поскольку против меня уже пять лет Латвия ведет уголовный процесс за антинацистские высказывания, и я подумал, что это прокурору опасливо было вызывать меня к себе в связи с эпидемией короновируса, и он мне очередное обвинение заказным письмом выслал.

Получил письмо, открыл его и читаю: Luminor банк разрывает со мной договор и закрывает счет.

Обжалованию это решение не подлежит. Вспоминаю, что банк у скандинавов недавно купили американцы. Они и решили меня из банка выкинуть, поскольку веду активную антифашистскую деятельность.

Звоню журналисту Юрию Алексееву, которому, как я слышал, недавно тоже счет в банке закрыли. За то, что он артикулировал в своих статьях интересы русского населения Латвии. Юра, надо отметить, под судом за свою журналистскую деятельность. У него был счет в Сitadeles банк. Этот банк тоже был приобретен американцами некоторое время тому назад.

Далее узнаю, что счет в банке закрыли Олегу Бураку, которого отправили в тюрьму формально по обвинению в шпионаже, а реально за то, что критиковал милицейское начальство за коррупцию и плохо знал латышский язык.

Стало мне все это очень интересным. Узнал, что еще у нескольких русских журналистов закрыли банковские счета за то, что они работали на российские СМИ. И все эти банки, как на подбор, принадлежат американскому капиталу.

А еще закрыли банковский счет Русской партии Латвии. Вообще закрыли. Название у партии не то. Она теперь не может получить присужденные ей государством дотации, поскольку нельзя делать перечисления в иностранные банки. Американские банки счета открыть партии наотрез отказываются. При этом сделать с ними ничего нельзя – все по закону. Частные банки: что хотят, то творят. Суд становится на их сторону в споре с клиентом.

Поинтересовался у трех-четырех знакомых бизнесменов, которые живут на русской культурно-языковой основе. Оказывается, практика закрытия русским фирмам банковских счетов в Латвии широко распространена и передовики в этом деле американские банки".

Родион Денисов по Эстонии делает еще более широкие обобщения:

"Не секрет, что вскрывшиеся факты отмывания расположенными в Эстонии банками миллиардов евро криминальных денег значительно подмочили репутацию прежде считавшихся чуть ли не образцами деловой репутации крупнейших банков Эстонии. В результате вместо того, чтобы извиниться перед общественностью и сделать правильные выводы, банки начали буквально терроризировать своих же честных клиентов, не имевших к отмыванию денег никакого отношения.

Широко разрекламированная в мире эстонская система электронного резидентства фактически оказалась на грани провала из-за того, что иностранные бизнесмены просто не могут открыть для своих фирм расчетные счета в эстонских банках.

Даже те счета, что у них были раньше, большей частью в последнее время были закрыты. Кстати, не только счета фирм. Лично знаю нескольких вполне добропорядочных иностранцев, открывших когда-то счета в Таллине для получения на территории ЕС оплаты по подрядным договорам (с уплатой всех налогов), которые после того как местные банки уличили в мошенничестве, были уведомлены, что и их счета закрываются. Просто "на всякий случай". И никакие справки из налогового ведомства и от работодателей не смогли убедить банки изменить свои решения".

Кто виноват? Россия! Не верите? А неполживый Delfi попробует убедить вас в обратном:

"Россия пытается вытеснить шведские банки из стран Балтии с помощью информации об отмывании денег через эти банки. Об этом писал один из редакторов издания Dangens Industri Петер Магнус Нильссон. Старший аналитик Вильнюсского центра политического анализа Марюс Лауринавичюс сказал, что это очень серьезная угроза. Сами банки, по словам Нильссона, эти данные не комментируют.

Информация в шведском издании появилась несколько недель назад. Журналист опирается на свои источники в госразведке.

"Руководство разведки утверждает, что Россия проводит кампанию против Swedbank и SEB", – сказано в статье.

Представители Департамента госбезопасности Литвы указали, что, согласно закону о разведке, они не могут комментировать способы и методы сбора информации.

В последнем отчете департамента об усилиях, направленных на вытеснение шведских банков из Литвы, никакой информации не было.

Однако в нем сказано, что наибольшую опасность представляет российская внешняя политика и политика безопасности, обусловленная стремлением Кремля обеспечить стабильность режима и убедить внутреннюю аудиторию, что режим не заменим".

Теперь о совсем актуальном.

Александр Гапоненко: "Начался судебный процесс над журналистом Александром Филеем. Его обвиняют в публичном оправдании геноцида, совершенного в советское время (ст. 74 УК). Александр просто упомянул факт присоединения Латвии к СССР. Ни один суд факт геноцида не признал. Дело возбуждено по доносу русофобки журналистки Элиты Вейдемане и активиста русофобской партии Единство Дмитрия Голубова.

Слушаю обвинения прокурора. Он читает статью Филея. Это качественная публицистика на историческую тему. Все факты приведены точно. Оценок, призывов к повторению революции, восстановлению советского строя нет. Судебный процесс – попытка навязать обществу такую трактовку истории, которая оправдывает установление в стране этнической иерархии, применение репрессий против этнических меньшинств.

Свидетель обвинения и доносчица Вейдемане: "Русские отобрали у моей семьи дом и хозяйство. Я знаю историю. Филей ее исказил. Он давал неправильную трактовку истории. Это ужасно! Я написала заявление в полицию безопасности письмо. Обвинила автора в преступлении против человечности".

Александр Филей (второй справа) перед залом суда в Риге, 12 марта 2020
© Sputnik
Александр Филей (второй справа) перед залом суда в Риге, 12 марта 2020

Мой комментарий: отрицание официальной трактовки истории в Латвии – преступление.

Свидетель обвинения Д. Голубов: "Я не очень разбираюсь в истории и юриспруденции. Прочитал статью и послал заявление в Полицию безопасности. Содержание статьи я не помню, но она отрицала оккупацию и геноцид. Что происходило 17 июня 1940 г. – не знаю. Кажется, депортации".

Более подробно – в статье "Дело Филея: закон не запрещает отрицать "оккупацию" Владимира Линдермана.

 

Свободу Юрию Мелю, Альгирдасу Палецкису, Олегу Бураку, Константину Никулину, Алексею Грейчусу!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме