Пандемия популизма: кандидаты в мэры Риги будут биться за звание "победителя коронавируса"

Микрофон

Вера Волкова

Латвийцам предстоит услышать немало популизма на внеочередных выборах в Рижскую думу, которые в связи с коронавирусом, могут быть перенесены на июнь. Так что не исключено, кто-то из политиков гордо заявит, что именно он вышел на неравный бой с пандемией и победил ее.

Кандидат в депутаты Рижской думы от партии "Честь служить Риге!", один из бывших мэров Риги Дайнис Турлайс заявил, что популизм – это реальная угроза для общества. Он считает, что бороться с ним обязанность каждого жителя Латвии. Но может ли народ с умом оценивать обещания политиков и противостоять угрозе популизма? 

"Самая большая опасность популизма – для общества, а не для конкретных партий. Мы живем в стране, где свобода слова доминирует. И вот тут нужен разум. Не просто слепо верить каким-то обещаниям, а если кто-то говорит, что 2х2 = 5, то заглянуть в таблицу умножения. И это же касается политики. Определяющим фактором должны быть способность работать, показать результат. И тут каждый избиратель лично должен убедиться, что люди, которые стремятся к власти, хотят что-то делать, что им есть что показать, что уже сделано", – сказал он.

Мэр Риги Дайнис Турлайс
© Sputnik
Мэр Риги Дайнис Турлайс

"Пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало"

Возьмем за основу известное стихотворение Афанасия Фета, и разберем два, казалось бы, простых высказывания слуг народа. К примеру, один из политиков говорит: "Утром вы просыпаетесь, светит солнце, а солнечные панели – это инвестиция в ваше будущее, так как это поможет нам сэкономить средства на электроэнергию и перераспределить бюджет на другие нужды. 

Другой политик аналогично начинает свою речь, обращенную к избирателям: "Утром вы просыпаетесь, светит солнце. Это солнце для вас зажег я!". Тенденция к упрощению и примитивизации, конечно, не ведет к развитию и прогрессу, однако, этот классический пример популизма зачастую наиболее эффективно воздействует на электорат.

Во многом имидж политика формирует его риторика. Способность объяснить не объяснимое становится движущей силой. Вопрос в том, как это преподнести, аргументировать и грамотно подать в средства массовой информации.

Я (автор Анна Лейтланд – прим. Baltnews) бы не хотела обобщать и недооценивать интеллектуальные способности общества. Но, как показывает практика, критически оценивать высказывания тех или иных политиков в момент предвыборной кампании может далеко не каждый. 

История с экс-мэром Риги Нилом Ушаковым – пример неприкрытого популизма. На фоне коррупционного скандала экс-градоначальник ушел в Европарламент. Уходя, известный политик пообещал заботиться об интересах рижан… из Брюсселя.

"С одной стороны, важно защищать интересы Латвии, но не менее важно отстаивать интересы единой Европы", – сказал он.

Прошел почти год после его избрания на пост депутата Европарламента. Пока латвийцы не заметили, чтобы Ушаков занимался латвийскими ямами на дорогах или проблемами образования в Латвии через ЕП.

Между раем и адом 

Иногда политику сравнивают с религией. Мол, священники верят в рай и обещают его людям за хорошее поведение, как и политики-популисты своим избирателям до выборов. Однако, в отличие от слуг народа священнослужители обещают еще и ад, а не только райские блаженства. 

Отсутствие перспектив попасть в ад на земле и ярко популистские образы чиновников формируют в обществе крепкие стереотипы. Например, когда белозубый политик не с того не с сего берет в руки лопату и начинает вместе с простым народом высаживать кустарники, не брезгует зайти в социально неблагополучный дом, проехаться в общественном транспорте, предварительно отстояв в очереди в киоск, чтобы купить проездной – это очаровывает людей. И становится уже совершенно неважно, что после он, протерев руки влажной салфеткой, уедет с водителем на автомобиле класса люкс. Но есть и обратная сторона общества. Те, кто поголовно считают всех политиков ворами и жуликами. 

Этот стереотип также прочно сформировался среди значительной части населения не без помощи самих политиков. Но процент нравственных преступлений в политике не выше, чем в обществе в целом. Просто слуг народа видно лучше.

Прогорающий популизм 

Популизм часто становится стартовой площадкой, с помощью которой партия может получить достаточное количество голосов для реализации своих идей. Все же главный нюанс популизма – кратковременный эффект. Одними обещаниями сыт не будешь. Классический пример таких партии в Латвии – KPV LV, основанная в 2016 году общественным деятелем Артусом Кайминьшем и "Партия реформ", основанная в 2011 году экс-президентом Валдисом Затлерсом. Обе они успешно стартавали на выборах, после чего развалились за невозможностью выполнить обещания, данные избирателям. 

Недавно еще один экс-мэр Риги Олег Буров высказал мысль в стиле крылатых выражений своего украинского коллеги Виталия Кличко. По словам Бурова, популизм – это не популизм, если он реализован. С этим, конечно, трудно не согласиться.

"У нас было много социальных программ, может, некоторые из них были популистские, но, понимаете… Если популизм реализован – то это не такая плохая вещь. Если он реализован, это вообще не популизм. Или это может быть популизм за счет того, что это было делать необязательно", – заявил Буров.

Нам еще предстоит услышать немало популизма на внеочередных выборах в Рижскую думу, которые в связи с коронавирусом, перенесены на май. Так что не исключено, кто-то из политиков гордо заявит, что именно он вышел на неравный бой с пандемией и победил ее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме