Пандемия коронавируса обострила давние противоречия между странами-членами Евросоюза и вскрыла наследие прошлых кризисов. Кризис, вызванный коронавирусом, в совокупности с многолетними недоговоренностями усиливает давление на оказавшуюся на грани развала организацию. Об этом пишет французское издание Le Monde.
"Несмотря на внезапный характер и масштабы пандемии, она в первую очередь выставляет напоказ тяжелое наследие прошлых кризисов, то есть раскола между севером и югом по поводу евро, а также востоком и западом по беженцам. Все это повсеместно усиливает давление на уже оказавшуюся на грани развала систему: государственные больницы, недоверие к политикам, напряженность в отношениях между Францией и Германией, европейское единство, отсутствие американского лидерства, слабость мирового управления".
Издание сообщает, что те разногласия между странами Евросоюза, которые ранее возникли на переговорах по принятию общеевропейского бюджета на следующие семь лет, дали о себе знать и при обсуждении вопроса о разделении экономического бремени нового кризиса.
В частности, речь идет о том, что экономически благополучные страны Европы не хотят "платить по долгам" менее состоятельных соседей. Германия, Нидерланды, Австрия и Финляндия на заседании Европейского совета 26 марта выступили против предложения девяти государств-членов ЕС во главе с Францией, Испанией и Италией о выпуске совместных еврооблигаций. Предложение подразумевает наличие у Евросоюза общего долга. Однако несмотря на все потенциальные потери, так называемая экономичная четверка выступает против объединения усилий и финансирования "европейской солидарности".
"Как профинансировать солидарность? Этот вопрос вновь грозит Европе развалом. Мы снова видим басню о стрекозе и муравье? Но на этот раз причиной несчастья становится не беззаботность, а невезение", – пишет автор Le Monde.
"Если юг рухнет, богатого севера не станет"
Пострадавшая больше всех от пандемии коронавируса Италия, а также Испания, Франция и еще ряд европейских государств направили открытое письмо главе Евросовета Шарлю Мишелю, взывая к принципам европейской солидарности.
Однако инициативу торпедируют несговорчивые Нидерланды. Премьер-министр страны Марк Рютте прямо заявляет о стойкости своей позиции по отношению к распределению финансовой ответственности за кризис. Его активно поддерживает министр финансов Уопке Хекстра. Он даже предложил официальному Брюсселю изучить, почему некоторые страны оказались финансово неспособны справиться с последствиями пандемии.
При этом ведущую роль в отказе от "раздела общего долга" между всеми странами-членами Евросоюза приписывают Германии. "Рютте – удобная ширма для немцев", – говорит представитель лагеря "письма девяти", который считает, что главные противники находятся в Берлине, – это стражи бюджетного и валютного храма, пишет издание.
По разную сторону баррикад оказались Германия и Франция, и последняя пытается использовать рычаги, которые сдвинут позицию Германии. В правительстве Франции уверены, что в данных условиях нельзя оставлять все как есть и откладывать решение на неопределенный срок. Бедствия такого масштаба исключают малейшее промедление. Париж предлагает или общие долговые обязательства, или масштабные усилия в европейском бюджете, так как на уровне стран их уже реализуют.
Что касается Нидерландов, по словам голландского исследователя, в этой стране может победить прагматичность: если поймут, что так стране выгоднее, решение изменят, пишет Le Monde: "То есть слова бывшего главы голландского Центробанка Ноута Веллинка о том, что "если юг рухнет, богатого севера не станет", заставляют задуматься".