Центральные власти и самоуправления в Латвии плохо борются с коррупцией. Такой вердикт вынесло Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB). Представители Бюро категорически недовольны тем, что ряд учреждений игнорируют создание механизма, который контролировал бы работу, по части уничтожения коррупционных схем и ситуации с конфликтом интересов.
Бюро указывает, что еще до декабря 2018 года каждое предприятие было обязано ввести систему, которая позволяла бы снизить риски возникновения коррупции. Тем не менее выяснилось, что каждое пятое учреждение не выполнило своих обязательств: антикоррупционного механизма нет, отсутствует внутренний кодекс, в котором перечислялись бы все коррупционные риски. KNAB требовало разъяснений, после чего многие компании, наконец, соблюли требование.
Не все самоуправления халатно отнеслись к требованиям Антикоррупционного бюро. Некоторые проявили инициативу, за что удостоились похвалы. Инициатива заключается в создании единого плана мероприятий для всех структурных подразделений муниципалитета. Тем не менее результаты опроса демонстрируют, что о существовании такого плана многие учреждения, в том числе финансовые, даже не подозревали.
Кроме того, результаты опроса Бюро продемонстрировали, что, хотя 80% учреждений внедрили в работу соответствующие антикоррупционные механизмы, эксперты KNAB эти старания не оценили и выявили ряд недоработок. Например, часть ведомств не проводят ежегодную проверку эффективности работы этого механизма. Кроме того, плохо проверяются должности, на которых люди чаще всего оказываются замешаны в сомнительных сделках.
Риски коррупции в период пандемии коронавируса только возросли, сообщило Бюро. Чрезвычайная ситуация, переход на удаленный формат работы, отсутствие контроля – все это создало условия для коррупции. KNAB сообщило, что чиновникам не следует расслабляться: за всеми следят, особенно в том, что касается закупок.
"Бюро считает, что риск коррупции возрос, так как сейчас более свободно проводятся закупки, связанные с Covid-19, и должностные лица более свободно оперируют финансовыми средствами. Поэтому Бюро разработало вместе с Госконтролем и Бюро по надзору за закупками рекомендации, чтобы уменьшить возможные нарушения. Кроме того, наверное, и должностные лица думают, что их меньше контролируют, и что надзорные учреждения работают только удаленно, но это не так", – заявила в конце мая замначальника KNAB Инета Цируле.
Как показывает статистика Бюро внутренней безопасности Латвии (IDB), в коррупционных делах и преступлениях против имущества бывают замешаны именно сотрудники спецслужб и правоохранительных органов.
В начале года был опубликован глобальный индекс восприятия коррупции Transparency International, который ухудшился с 2019 года. Прибалтийская республика набрала 56 пунктов из 100, расположившись на 44-й строчке рейтинга из 180 стран и территорий. В прошлом году Латвия набрала на два пункта меньше, чем в 2018 году. В индексе Transparency International Латвия оценена хуже, чем Литва и Эстония.
Эти показатели мешают привлечению в Латвию иностранных инвестиций. Четыре года подряд накопленный объем иностранных инвестиций в основной капитал латвийских компаний сокращается.
Несмотря на то, что Антикоррупционное бюро в последнее время действует довольно активно, оно крайне медленно доводит до завершения начатые дела, заявила ранее директор "Общества за открытость Delna" Лиене Гатере.