В индексе восприятия коррупции, который составляет международная антикоррупционная коалиция Transparency International, позиции Латвии в 2019 году ухудшились. Прибалтийская республика набрала 56 пунктов из 100, расположившись на 44-й строчке рейтинга из 180 стран и территорий. В прошлом году Латвия набрала на два пункта меньше, чем в 2018 году, свидетельствуют данные "Общества за открытость Delna".
В 2019 году снизилась оценка борьбы с политической коррупцией в Латвии. В частности, речь идет о таких формах, как конфликт интересов и влияние частного сектора на госуправление с целью заполучить преимущество.
По мнению Delna, результаты говорят о стагнации в попытках уменьшить коррупцию – за последние пять лет Латвия поднялась в индексе лишь на один пункт.
Как и в предыдущие годы, в 2019 году в индексе Transparency International Латвия оценена хуже, чем две другие страны Балтии.
Эти показатели мешают привлечению в Латвию иностранных инвестиций. Четыре года подряд накопленный объем иностранных инвестиций в основной капитал латвийских компаний сокращается: к концу 2019 года он, по данным Lursoft, составил 7,03 млрд евро (на 125,42 млн меньше чем в 2018-м). Зарубежные инвесторы оценивают предпринимательско-инвестиционную среду Латвии как посредственную.
В Совете иностранных инвесторов Латвии многократно подчеркивали, что инвесторы по-прежнему обеспокоены такими проблемами, как экономические и финансовые преступления, теневая экономика и коррупция в Латвии, а также процедурами борьбы с отмыванием денег и своевременностью судов по экономическим и финансовым уголовным делам.
В Совете уверены, что все это может повлиять на поток новых капиталовложений в Латвию и затормозить их прирост. Риски в последнее время также неоднократно отмечали Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Moneyval и структура по борьбе с финансовыми преступлениями Минфина США (FinCEN).
Напомним, Латвия все еще ждет вердикта Moneyval относительно того, соответствует ли страна критериям организации, или ее место в "сером списке" стран, неспособных бороться с отмыванием денег.