В Брюсселе 21 июля завершился саммит Евросоюза, посвященный восстановлению экономики после пандемии коронавируса. Участники договорились о распределении финансовой помощи в размере 750 млрд евро среди 27 стран объединения.
Прошедший саммит продемонстрировал, что единой Европы как политического, культурного и экономического субъекта не существует, считает политолог Леонид Крутаков. По его словам, в Европе разногласий гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. В разговоре с Baltnews он указал на две линии раскола ЕС:
"До этого мы видели раскол вокруг "Северного потока–2" между так называемой новой Европой и старой Европой – это бывшие социалистические и страны, которые являются основой ЕС – Германия, Франция и прочие страны".
По словам Крутакова, саммит "расколол" ЕС еще и по линии север-юг – между странами, которые сберегают и зарабатывают, и дефицитными странами, которые живут не по средствам. Дания, Швеция, Австрия, Нидерланды – четверка стран, выступающая против уменьшения субсидий и увеличения кредитной доли, указал политолог.
"Неслучайно, что саммит шел пять дней, неслучайно такие бои длились, все попытки потом сделать хорошую мину при плохой игре. Но мы же увидели, что есть инвесторы, спонсоры этой Европы, а есть ее, скажем, "пользователи". Такие союзы можно объединить только на основе большого политического интереса. То есть создание единого пространства такого имперского. Единая валюта есть, а единых налоговых органов, единых таможенных, единой политики финансовой нет. А это значит, что и цели политические разные у этого конгломерата", – пояснил Крутаков.
Он подчеркнул, что такие члены ЕС как страны Балтии, Польша и Украина больше ориентируются на США, чем на Германию и даже на Европу в целом.
"Основной вывод – попытка продемонстрировать единство Европы обернулась тем, что они продемонстрировали еще один глубокий раскол", – заключил политолог.
Напомним, после долгих споров и дебатов лидеры стран Евросоюза пришли к соглашению по долгосрочному бюджету на 2021–2027 годы. В переговорах участвовали 27 стран ЕС, и это можно считать большим достижением, так как пандемия коронавируса изменила всю структуру бюджета. Впервые в истории субсидии будут финансироваться из совместного займа, пишет испанское издание El Pais.
Для реабилитации экономики пострадавших от пандемии стран ЕС будет доступно 1 824,3 млрд евро. Эта сумма включает многолетнюю финансовую основу (MFF) и чрезвычайные усилия по восстановлению в рамках инструмента ЕС следующего поколения (NGEU). Так называемый фонд восстановления – это 750 млрд евро, где 390 млрд евро из пакета распределят в форме грантов, на безвозвратной основе, а 360 млрд евро – в виде кредитов.
Латвия получит из европейских фондов для смягчения последствий пандемии коронавируса 10 млрд евро в течение следующих семи лет, сообщил премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш.