Хорошая страна Латгалия: как родилась современная Латвия, и кто ее народ

Дорожный знак Направление в город Даугавпилс
© Sputnik

Александр Филей

Латгалия, край голубых озер, восточный регион Латвии, – традиционное место любителей сельского туризма. Даугавпилс, он же Двинск, представляет собой один из самых многонациональных городов Прибалтики, где уживаются русская, белорусская, польская и еврейская культуры.

Латгалия, край голубых озер, восточный регион Латвии, традиционно привлекает любителей сельского туризма. Даугавпилс, он же Двинск, – один из самых мультикультурных городов Прибалтики.

Он сосредоточивает в себе концепты русской, белорусской, польской и исторически еврейской культур. Эти земли, издавна находившиеся на пересечении путей запада и востока, по сей день сохраняют свою мировоззренческую самобытность.

Лодки на лесном озере в Латгалии
Лодки на лесном озере в Латгалии

Народы и события края голубых озер

Изначально на землях Латгалии существовали древнерусско-древнебалтийские удельные княжества Кукенойс и Герцике. Их правители платили полоцкому князю дань, а между кривичами и латьголой развивались интенсивные торговые отношения. Затем земли восточных балтов были захвачены немецкими крестоносцами, которые отстроили каменные замки и привели местное население к подчинению.

Впрочем, пыл рыцарей креста и меча несколько охладило поражение, нанесенное причисленным к лику святых Александром Невским на Чудском озере (1242), после которого руководители крестового похода отказались от претензий на латгальские княжества хотя бы временно. В 1274 году рыцари Ливонского ордена заложили мощный замок на берегах Двины и назвали его Динабургом. Отсюда они намеревались покорить земли кривичей и литвы.

В Динабургской крепости.
BaltNews.lv
В Динабургской крепости.

В результате Ливонской войны латгальские земли отошли Речи Посполитой. В 1620 году польская корона образовала на землях Латгалии Инфлянтское воеводство, над которым поляки сохраняли власть вплоть до 1772 года. Местные жители, как, например, попавшие под польское влияние малороссы, подверглись стремительному ополячиванию. Восточнославянское население, зачастую насильственно, обращалось в католицизм. После первого раздела Речи Посполитой российская императрица Екатерина Великая присоединила эти земли к России, что привело к масштабной поддержке православных традиций края.

Латгалия в качестве Двинской провинции стала частью Псковской губернии. В 1776 году она вошла в состав Полоцкого наместничества. В провинции были выделены Двинский, Люцинский и Режицкий уезды. Правителями наместничества чаще всего были русские чиновники остзейского происхождения. С 1796 года в результате административной реформы Павла Первого Полоцкое наместничество соединилось с Могилевским и образовало единую Белорусскую губернию. С 1802 года до революционных событий после Первой мировой войны вся Латгалия является частью Витебской губернии.

Данные переписи населения 1897 года свидетельствуют о том, что в Двинске, главном городе Латгалии, проживало 69 675 человек. Национальный состав города был следующим: 32 064 еврея, 19 153 русских, 11 420 поляков, 3126 немцев, 1525 белорусов, 1274 латышей. В свою очередь, перед Первой мировой войной в Двинске проживало уже 112 837 человек, а пропорционально национальный состав практически не изменился.

Латгалия сто лет назад – прообраз Латвии

Дальнейшую политическую судьбу Латгалии решил указ Совета народных комиссаров Советской России от 27 ноября 1917 года. В решении вопроса о крае голубых озер принял участие лично Владимир Ильич Ленин. Он вывел из состава Витебской губернии те самые три латгальских уезда, определив их административную автономию.

Щедрый подарок на Новый год сделал Ильич латгальцам, включив земли Двинского уезда в состав Республики Исколата – первого полновесного органа коммунистической власти на территории бывших прибалтийских губерний. Указ СНК РСФСР был принят 31 декабря уходящего революционного года. Публицист и большевик Фрицис Розинь (партийный псевдоним "Азис"), руководитель Исколата, был рад принять такое подношение. В этом решении проявлялась ключевая стратегия Ленина по вопросам национального строительства. Так несколькими росчерками пера сформировались контуры будущего латвийского государства.

Шла Первая мировая война. Немецкая армия осуществляла стремительное нашествие на города бывшей имперской Прибалтики. 18 февраля 1918 года Двинск был взят кайзеровскими подразделениями. Вскоре под властью германских оккупантов оказалась вся Латгалия. Ленин 3 марта 1918 года при заключении Брестского мирного договора отказался от претензий на Прибалтику.

Именно в особой формулировке, включенной в статью VI мирного договора, заключалась основа для вхождения отдельных территорий Латгалии в состав оккупированной немцами Лифляндии. Вот этот абзац:

"Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской красной гвардии. Восточная граница Эстляндии проходит в общем по реке Нарве. Восточная граница Лифляндии проходит в общем через озеро Чудское и Псковское озеро до его юго-западного угла, потом через Любанское озеро (озеро Лубанас – прим. автора) в направлении к Ливенгофу (город Ливаны – прим. автора) на Западной Двине. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор, пока общественная безопасность не будет там обеспечена собственными учреждениями страны и пока не будет там государственный порядок восстановлен".

В то же время Двинск и Режица (Резекне – прим. автора) с окрестностями, находившиеся восточнее указанного рубежа, интерпретировались Лениным как временно оккупированные территории, за которые Советская Россия еще собиралась бороться. В то же время немецкая армия прочно укрепилась на большей части латгальских земель в нарушение условий договора в Брест-Литовске.

Немецкие власти с апреля 1918 года приступили к формированию буферно-марионеточного Балтийского герцогства Vereinigtes Baltisches Herzogtum, что вызвало резкое противодействие со стороны Советской России. В планах кайзеровской администрации было максимальное проведение границ герцогства к Двинску и последующая его инкорпорация в качестве приграничного форпоста.

Резекне, Латвия
Резекне, Латвия

В сентябре 1918 года "независимость" герцогства признал Вильгельм II. В ближайшее время было сформировано гражданское управление под руководством Адольфа-Фридриха Мекленбург-Шверинского, бывшего губернатора западно-африканской колонии Того. Однако этот геополитический проект кайзеровской Германии канул в Лету тотчас после Ноябрьской революции, когда сам Второй Рейх прекратил свое существование. Немецкие войска, ставшие в одночасье контингентом без главнокомандующего, были окончательно выведены из Двинска 9 декабря 1918 года. А вскоре и вся Латгалия была постепенно занята красногвардейскими подразделениями.

17 декабря Латгалия на законных основаниях вошла в состав Латвийской Социалистической Советской Республики, которую возглавил известный революционер, юрист Петр Стучка. Отметим, что воссоединение земель будущей Латвии произошло именно под красным знаменем в тех условиях, когда изолированное в Риге и лишенное реальной народной поддержки Временное правительство Карлиса Ульманиса вынуждено было беспрекословно выполнять приказы генерального уполномоченного по балтийским землям (Generalbevollmächtigter) Августа Виннига и во всем считаться с его мнением.

Неспособное остановить стремительное наступление красноармейских частей на Ригу Временное правительство Карлиса Ульманиса вынуждено было пассивно наблюдать со стороны за тем, как 22 декабря 1918 года правительство РСФСР издало исторический декрет, признавший "независимость Советской Республики Латвии". В декрете было сказано: "Высшей властью Латвии Российское Советское Правительство признает власть Советов Латвии, до Съезда же Советов – власть Правительства Рабочих, Безземельных и Стрелков Латвии, возглавляемого тов. Стучкой." (1 статья декрета № 1005).

В соответствии с политико-административными реалиями эти постановления относились также и к Латгалии, в которой преобладало небогатое малоземельное население.

Общей отличительной особенностью жителей Латгальского края был многоэтнический состав: поляки-католики, белорусы-православные и белорусы-католики, русские, евреи, латгальцы и латыши. При этом неоспоримое большинство его населения, во всяком случае, на момент ноября-декабря 1918 года, когда решалась судьба латвийской государственности, оказывало всестороннюю поддержку советскому строю. При анализе исторических трансформаций эти народные настроения следует принимать во внимание.

Борьба за власть в Латгалии на рубеже эпох

Советской власти в Латгалии с первых же дней пришлось столкнуться с серьезными трудностями. Чиновники Двинского уездного исполкома вынуждены были бороться с многочисленными спекуляциями, которые привели к масштабным проблемам с продовольственным снабжением. Руководство этих мест пошло на крайние меры для борьбы с нехваткой основных продуктов питания. 21 мая 1919 года председатель исполкома Карл Баллод выдал мандат Ревизионной комиссии Исполкома в лице Файвиша Львовича Хаймаца для проведения ревизии материальных ресурсов по личному усмотрению.

Советским учреждениям Латгалии предписывалось "предъявлять всю отчетность, как денежную, так и деловую, и оказывать всяческое содействие […]". Миссию по предотвращению беспорядков исполнял видный революционер Стефан Вацлович Чешейко-Сохацкий, возглавивший Двинский военно-революционный комитет.

Однако органы власти в Латгалии в условиях роста спекуляций и саботажа утратили политическую инициативу. В результате этого часть населения, страдавшего от социальных потрясений, перестала испытывать симпатии к социалистическому строю. К тому же весной 1919 года военный расклад поменялся не в пользу большевиков. 22 мая 1919 года латышские коммунисты утратили контроль над Ригой, которая была захвачена немецким ландесвером при поддержке русских белогвардейских подразделений. Жители Латгалии оказались деморализованы, хотя коммунистические активисты и летом-осенью 1919 года готовы были продолжать сражаться за советскую власть.

В это время Латгалия оказалась в фокусе военно-политических интересов польских властей. Единоличный правитель Польши Юзеф Пилсудский декларировал ключевую цель борьбы с Советской Россией – восстановление Польши в исторических границах Речи Посполитой на момент, предшествовавший ее первому разделу в 1772 году. Соответственно, территория Советской Латгалии входила в сферу притязаний польских милитаристов, развязавших войну против России.

В августе-сентябре 1919 года генерал Эдвард Рыдз-Смиглы предпринял решительное наступление, в ходе которого захватил большую часть Латгалии и подступил к Даугавпилсу. Оборону главного стратегического центра возглавил член Реввоенсовета Советской Латвии Анс Дауман, комендант Двинской крепости. В латгальской кампании, итогом которой должен был стать захват Даугавпилса, принимали участие бойцы латвийской армии, служившей Карлису Ульманису, который закрепился в Риге под плотной опекой английских эмиссаров.

Бои за Даугавпилс носили затяжной характер. Героически проявили себя латыши-защитники города, сумевшие достойно противостоять стремительному натиску польских танковых подразделений, наступавших из-за Двины. С севера к Даугавпилсу подходили латвийские части, а в тылу красноармейцев действовал сформированный под воздействием антисоветской пропаганды Латгальский партизанский полк.

Лудза, Латгалия
Лудза, Латгалия

Анс Дауман превратил вверенную ему крепость в неприступный форпост. Бойцы 30-го стрелкового полка мужественно удерживали линию обороны на левом берегу. Об упорстве сражающихся сторон свидетельствует то, что пристанционные, транзитно значимые поселки Калкуны и Нидеркуны более семи раз переходили из рук в руки. Латышские красноармейцы-пехотинцы под Даугавпилсом оказывали ожесточенное сопротивление превосходящим силам противника. Без преувеличения, осенью 1920 года во время боев за город на Двине решалась судьба Латгалии и ее будущее на много лет вперед.

В самом городе и его окрестностях доблестно держали оборону несколько тысяч стрелков. Северную оконечность Даугавпилса – Гриву – защищали красные эстонские части. Однако силы были слишком неравны: на Даугавпилс накатывалась лавина в 40 тысяч человек. Поляки захватили Гриву, а вскоре вышли на железнодорожную ветку Двинск – Вишки, где временно остановились. Прорыв решено было отложить на начало января 1920 года. В связи с планировавшимся временем окончательного наступления на красный Двинск операция получила название "Зима".

Как Латгалия не попала в польский "полон"

При подготовке захвата Даугавпилса польское военное командование вступило в союз с правительством Ульманиса. Для успешного проведения операции нужно было наладить линии коммуникации, которые ранее были прерваны красноармейскими подразделениями. К тому же Ульманис опасался, что Пилсудский пожелает присоединить к Польше территории уже почти латвийской Латгалии, которую польская военная верхушка именовала не иначе как "Инфлянтами".

Одной из причин промедления было и то, что некоторые латвийские офицеры, имперские ветераны русско-германской войны, считали зазорным подчиняться приказам польских военачальников. Однако одной из важных причин оттягивания решающего штурма было получение известий о том, что наиболее опытные и боевитые латышские стрелковые части будут отправлены с двинского участка на борьбу с белогвардейской армией Антона Деникина. Как следствие, наиболее оптимальным временем наступления был выбран день 3 января.

Польские части стремительно форсировали Двину при морозе в 25 градусов. Лед на реке ломался, не выдерживая веса тяжелых артиллерийских установок. Со стороны станции Вишки наступали другие польские соединения. Латвийские части организовали наступление с севера. В течение дня город был взят. К концу января польские войска вышли к Освейским озерам с целью продолжить наступление на советские позиции.

Открытие Дней русской культуры в Резекне, 23 мая 2018
Открытие Дней русской культуры в Резекне, 23 мая 2018

Торжественный парад Войска Польского был намечен на 21 февраля – в городе ждали приезда Юзефа Пилсудского. В ходе праздничного обеда с главнокомандующим латвийской армии Янисом Балодисом лидер Польши поделился благодушным настроением: "Приятно мне находиться в окружении, которому выпало настоящее счастье воевать в соответствии с польской традицией за нашу и вашу свободу – не только за свободу нашего народа, но и за свободу нашего соседа и друга".

Дело осталось за малым – нужно было провести границы. Для этого требовалось заключить мирный договор между Россией и Латвией и разрешить все многочисленные территориально-имущественные споры.

Примечательно, что российско-латвийская встреча могла состояться еще в январе, однако советские переговорщики предлагали открытое соглашение, в то время как латвийская сторона настаивала на тайном соглашении из-за расплывчатого статуса Латгалии. 1 февраля в 12 часов дня российская сторона уведомила Латвию о выводе войск с территории Латгалии. В марте 1920 года польские власти согласились на то, что захваченные Польшей латгальские земли войдут в состав Латвии.

Щедрость Советской России

После этого надо было административно оформить государственные границы в ходе Конституционного собрания, которое открылось в здании Сейма 1 мая 1920 года. К началу исторического мероприятия уже два месяца де-факто Латгалия являлась частью Латвийской Республики. Впрочем, Конституционное собрание не могло ускорить свою деятельность по причине недоговоренности с основным гарантом балтийской государственности – Советской Россией.

После некоторых размышлений Ленин дал согласие на заключение Рижского мирного договора. Подписание было назначено на 11 августа 1920 года.

По Рижскому мирному договору Советская Россия признала переход к Латвии территорий Витебской губернии (ее северо-западной части, а именно Двинского, Режицкого и Люцинского уездов, а также двух волостей Дриссенского уезда – прим. автора). Более того, ленинское правительство дополнительно передало Латвийской Республике часть Островского уезда Псковской губернии (в том числе город Пыталово, являвшийся значимым железнодорожно-транспортным узлом – прим. автора).

Так в борьбе за Латгалию была поставлена точка.

В очередной раз Владимир Ильич Ленин благословил Латвию на существование, щедро обеспечив ее исконно русскими землями.

Только после мира с Россией Конституционное собрание Латвии продолжило свою деятельность, а завершило его 7 ноября 1922 года.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме