Декабрьские репрессии в Латвии против семи журналистов – часть государственной кампании, направленной на полное уничтожение русскоязычных СМИ. Этот инцидент идеально вписывается в методичное вытеснение из информационного пространства русскоязычного контента, которое латвийские власти особенно активно начали с начала 2020 года.
Такую позицию высказали в обращении к европейцам депутат Европарламента (ЕП) Татьяна Жданок и депутат Рижской думы от партии "Русский союз Латвии" (РСЛ) Мирослав Митрофанов. Обращение с громким заголовком "Помогите латвийским журналистам защитить право на информацию и выражение мнения. Остановите скатывание Европы в антиутопию!" опубликовано на сайте Defend Democracy Press.
Что произошло с "опальными" журналистами
Авторы статьи рассказывают историю декабрьских арестов. 3 декабря семь латвийских журналистов, чьи статьи публиковались на информационном портале Baltnews, были допрошены сотрудниками Службы государственной безопасности Латвии (СГБ). Среди них – журналисты Андрей Яковлев, Андрей Солопенко и Алла Березовская, а также общественный деятель Владимир Линдерман. В квартирах были проведены обыски, изъята вся необходимая для работы техника. Все задержанные отпущены под подписку о невыезде. Как позднее сообщили в СГБ, задержание журналистов было связано с подозрением в нарушении ими международных санкций против России.
Суть в том, что журналисты сотрудничали с порталом Baltnews, принадлежащим медиахолдингу МИА "Россия сегодня", генеральным директором которого является Дмитрий Киселев, находящийся под санкциями. По логике СГБ, работа журналистов предполагала, что Киселеву "были переданы экономические ресурсы". Однако МИА "Россия сегодня" не фигурирует ни в одном санкционном списке. Также нет никаких оснований полагать, что работа журналистов на государственное агентство приносит прибыль лично генеральному директору.
Жданок и Митрофанов приходят к выводу, что истинные причины преследования русскоязычных журналистов не в том, что они нарушили санкции.
"Чтобы понять истинные причины этих репрессий, мы должны взглянуть на недавнее развитие ситуации с публикацией или вещанием латвийских СМИ на русском языке", – предлагают авторы. Эти СМИ предоставляют информацию той части общества, что говорит на русском языке. Таких в Латвии 40%.
Но за последние десять лет латвийский медиарынок пришел в упадок. Дело в том, что большая часть русскоязычных изданий ушла с рынка. Журналисты, которые писали на русском языке, были вынуждены искать работу за рубежом. Такую возможность предоставляет Россия. Все семь задержанных журналистов сотрудничали с российскими интернет-изданиями.
Однако в 2020 году латвийское правительство всерьез взялось за ограничение русскоязычного контента. Все началось с закрытия Первого Балтийского канала (ПБК). С 20 марта 2020 года под давлением местных властей они были вынуждены прекратить трансляцию местных новостей.
Следующий шаг – лето 2020 года. 11 июня латвийский Сейм одобрил ограничение трансляции русскоязычного контента на телевидении в основном пакете вещания местных кабельных операторов. И этот шаг нельзя назвать "борьбой с российской пропагандой", как предпочитают говорить. Летом ограничили не только российские государственные каналы, но и те, что считаются оппозиционными. Осенью 2020 года Национальный совет по электронным СМИ принял решение с 2021 года ограничить русскоязычное вещание канала LTV7.
В череде этих событий задержания семи "местных журналистов, пишущих на русском языке, идеально вписываются в основную государственную стратегию пресечения и полного уничтожения местных СМИ на русском языке", говорится в обращении.
"Как можно обвинять музыканта в том, что он играет? Поэт для написания стихов? Журналист, пишущий новости и аналитику? Как это может произойти в демократической Латвии в 21 веке? Я считаю это войной, развязанной против нас. Война есть война, она требует пленных и захватывает военные трофеи. К счастью, друзья помогли, отдав свой старый компьютер…" – цитируют политики слова обвиняемой журналистки Аллы Березовской.
Жданок и Митрофанов призывают международные организации к тому, чтобы они обратили внимание на действия латвийских властей и подвигли их к конструктивному диалогу с меньшинством, нежели к политическим запугиваниям.