"Источник сообщает": как латвийцев хотят превратить в "стукачей"

Мужчина смотрит в бинокль
© Sputnik / Алексей Мальгавко

Александр Шамров

Власти Латвии призывают "не мириться" с коррупцией и воровством, глупостью чиновников и нарушением прав человека. А на деле репрессирует тех, кто именно так и поступает. Он призывает быть людей неравнодушными, а на деле создает бюрократическую пирамиду.

Совершенно случайно на сайте Министерства образования и науки мне (автор Александр Шамров – прим. Baltnews) попался на глаза новый раздел, который появился там в сентябре. Называется он буквально "Подъем тревоги".

Речь не идет о действиях чиновников и педагогов в случае пожара, наводнения и прочих форс-мажоров. Фактически это резюме принятого Сеймом два года назад закона, поощряющего стукачество. Прошу прощения, доверительное информирование.

Но не успел я взяться за его перевод, как Служба госбезопасности (СГБ) устроила в Латвии очередную акцию устрашения инакомыслящих.

СГБ задержала, провела обыски с изъятием оргтехники, допросила и взяла подписку о невыезде у шести латвийских русских журналистов и общественных деятелей. И если прежде репрессии против инакомыслящих в Латвии носили индивидуальный характер, то теперь мы впервые (не считая русского Сопротивления 2002-2004 годов) столкнулись с массовой "облавой".

Поэтому говорить про "закон о стукачестве" можно только в общем контексте.

"Смотри. Слушай. Говори"

Вынесенные в подзаголовок слова – это слоган "Закона о поднятии тревоги" (буквальный перевод названия). В сущности, закон этот носит почти бытовой характер, но его усиленно пиарят как некую "государственную программу".

раздел, посвященный его продвижению, есть и на сайте Кабинета министров, и на сайтах ряда других (помимо Министерства образования и науки) министерств.

На домашней страничке говорится: "не нужно мириться с глупостями и нарушениями". "Поднять тревогу – это возможность сделать законной, честной, открытой и прозрачной деятельность организаций в государственном и частном секторах, осуществляя свое право на свободу выражения мнения".

И далее: "В молчании и примирении мы ничего не делаем для улучшения качества жизни и в то же время, в некотором смысле рискуем стать соучастниками". Завершает этот спич, естественно, ссылка на то, что соответствующие механизмы созданы и в других странах ЕС.

В самом законе сказано, что "анонимки не рассматриваются", что сообщение информатора "должно касаться общественно значимой проблемы", а не его частных интересов. Прописан и ряд таких проблем: бездеятельность должностных лиц или злонамеренное использование служебного положения, коррупция и воровство, уклонение от уплаты налогов (куда ж без этого пункта), угроза общественному здоровью и безопасности. И так далее, в том числе – нарушение прав человека.

Но это как раз именно то, что и делают русские журналисты и публицисты в Латвии. 

Далее прописаны механизмы реализации этого права (или уже обязанности?). Как выясняется, во всех организациях, где работает более 50 человек, должны быть созданы соответствующие механизмы для "доверительного информирования".

Далее идет уровень общественных организаций и профсоюзов - а наверху "пирамиды" находится Государственная канцелярия.

Хочу отметить, что предусмотрено и право человека при необходимости публично обнародовать актуальную для общества информацию.

Прописаны в законе и механизмы защиты информатора. На первый взгляд, казалось бы, что во всем этом плохого? Наконец-то государство взялось наводить порядок, подумает простой обыватель. Наконец-то оно вспомнило, что "государство – это все мы".

Но дело в том, что мы имеем дело с целенаправленной кампанией, преследующей определенные цели. Возможно, эти цели, мягко говоря, несколько отличаются от заявленных.

Необходимая ретроспектива

Вернемся на два с лишним года назад, чтобы выстроить цепочку из ряда событий.

В канун выборов в 13-й Сейм Латвии (прошли 6 октября 2018-го) в программе Новой консервативной партии вдруг появляется пункт о необходимости создания одной-единой спецслужбы, вместо трех, ныне существующих. Идея более чем странная для предвыборной агитации.

Избирателю можно обещать все, что угодно, – но его нельзя пугать вот такими идеями. Остается предположить, что кто-то через политиков ненавязчиво просканировал общество, как оно отнесется к такому развитию событий.

Несколько позже Полиция безопасности переименовывается в Службу государственной безопасности и меняет логотип на более агрессивный. Сама аббревиатура СГБ (VDD) слишком созвучна c КГБ (VDK).

Сказку о том, насколько "все поголовно его боялись", в независимой Латвии народу рассказывают уже 30 лет без малого.

На одном из последних заседаний, 11 октября 2018-го, 12-й Сейм принимает "Закон о поднятии тревоги", о котором идет речь.

Примерно в это же время (последние два-три года) проходит ряд судебных процессов, явно политического характера. Причем судят как известных в обществе людей, взгляды которых отличаются от официальных, так и "случайных прохожих".

Например, железнодорожника из Елгавы, который фотографировал открыто стоящие на путях платформы с военной техникой НАТО и отсылал фото по Интернету своему знакомому в Калининград.

Идет массированная атака на свободу слова. Используется традиционная тактика "кнута и пряника". "Неправильных" штрафуют и стращают, "правильным" дают денег.

Например, еще в мае 2017-го, в ходе программы поддержки "общественно важных материалов на латышском языке", между 13 латышскоязычными СМИ разделили без малого полмиллиона евро из бюджета. Многие суммы разовых грантов либо общие суммы ежемесячных выплат, выделенных отдельным авторам, лучше не знать русским журналистам и публицистам: мы столько за полгода-год зарабатываем.

Позже запрещают вещание ряда российских телеканалов. При этом, конечно, тоже говорят про "пропаганду Кремля", из лап которой русских Латвии "надо вырвать". Хотя все прекрасно понимают: власть просто монополизирует информационное пространство.

С учетом качества латвийского телевидения, его и латыши не особо смотрят. Тем более они не будут массово смотреть какое-нибудь телевидение Нидерландов (российское ТВ власти намерены заменить "телевидением стран ЕС").

В итоге сегодня сложилась ситуация, когда именно российские электронные СМИ, работающие на Латвию, выполняют функцию независимых СМИ самой Латвии. Именно этим объясняются, в частности, периодические и самые разноплановые атаки латвийской власти на Baltnews и другие подобные ресурсы.

Одновременно со всем этим начинаются формально отвечающие вызовам времени, но, якобы, "непродуманные" реформы образования. Уже открыто заговорили, что из-за введения дистанционки "допустимо снижение объема знаний на 30%".

В ординарных обстоятельствах такое заявление непременно вызвало бы волну народного гнева. Но эпидемия, как и война, позволяет реализовать самые потаенные замыслы, ничего при этом народу не объясняя.

А в тотальном снижении качества образования в Латвии заинтересованы как транснациональные корпорации, так и местная политическая "элита", для консервации своего "высокопоставленного" положения. И министр образования Илга Шуплинска в этом деле – нечто вроде шекспировского мавра.

Наконец, 3 декабря СГБ Латвии проводит "акцию устрашения", о которой шла речь в начале статьи. Повторюсь, ее отличие от предыдущих подобных дел в том, что она носила массово-одномоментный характер.

Достаточно только взглянуть на этот список событий, чтобы посетила мысль: Латвия уверенно скатывается к диктатуре. К странной и аморфной "диктатуре без диктатора". Хотя коллективный и безликий диктатор по имени "серость", это гораздо более тяжелый случай, чем конкретный "вождь".

Для внутреннего использования

Давно уже стало общим в общественных науках утверждение о том, что олигархический ("элитарный") режим правления неизбежно приводит к росту уровня некомпетентности на всех уровнях власти. Но именно режим такого типа мы имеем в Латвии.

Народ в такой схеме перестает быть субъектом общественной жизни и превращается лишь в объект управления и "дрессировки". В лучшем случае он становится объектом заботы, а в худшем – чем-то вроде одной из форм природного ресурса.

Первоначально субъектности лишили латвийских русских, отобрав у значительной их части гражданство и сформировав по национальному признаку слой латышской бюрократии.

Конечно, какая-то ротация происходит, но в социальном плане верхушка этой пирамиды остается неизменной: туда берут только "своих". Поэтому неизбежно со временем субъектность утратила и основная масса латышей.

Сегодня власть народ Латвии уже ни о чем не спрашивает и ничего ему толком не объясняет. Его просто информируют о своих, абсолютно далеких от реальности решениях.

Характерный пример – отсутствие всенародного обсуждения стратегических документов развития республики. Вернее, качество этих документов, на уровне реферата студента третьего семестра.

Те, кто еще не забыл почти тридцатилетнюю историю нынешней Латвийской республики, могут вспомнить ряд умных и ярких политиков, фактически государственных деятелей, 90-х. Но эти политики постепенно исчезали с горизонта. Даже из их поколения остались в политике наиболее невнятные.

Вместе с тем рост уровня некомпетентности "элиты" привел к тому, что в последние лет десять то в одной, то в другой отраслях кризис следует за кризисом. Образование, здравоохранение, транзит и так далее. Плюс к этому, коррупция, рост цен, потогонная система в частном секторе, абсолютная недееспособность профсоюзов.

В такой ситуации социальная активность людей начинает неизбежно возрастать, даже если их от нее последовательно отучают. Вообще, в общественных науках считается, что только пять процентов людей готовы и стремятся к перманентной социальной активности. Но в критические для социума моменты этот процент, как правило, бывает значительно выше.

Во-вторых, установка на массовую социальную активность народа Латвии прописана и в ее "стратегических документах". Как в благополучно проваленном NAP2020, так и в нынешнем, почти таком же сказочном NAP2027.

Но для этого надо целенаправленно развивать в людях более базовые качества личности: неравнодушие, чувство ответственности за свою страну, умение переживать за что-то еще, кроме "себя-любимого". А уже стремление остановить вора, взяточника, пресечь жестокое обращение с животными или создающие опасность для жизни товарищей нарушения на стройплощадке становятся следствием этого.

Но типичный элитарно-олигархический режим панически боится такой, неконтролируемой им социальной активности и таких вещей, как "гражданское общество". Именно поэтому власти Латвии, скорее всего – по совету своих западных "кураторов", решили подменить живую стихию общественной жизни очередной бюрократической "пирамидой".

А именно – принять "Закон о поднятии тревоги" и разработать простой и безопасный для человека механизм, фактически, сублимации его гражданской активности. То есть этот закон делает нормой не социальную активность и неравнодушие, а всего лишь пассивное доносительство.

Как известно, большинство людей идет путем наименьшего сопротивления. Им проще воспользоваться готовой бюрократической структурой – и заснуть с чувством выполненного долга, чем развивать в себе и других механизмы самоорганизации, возможно, нанося этим урон своему спокойствию и благополучию.

По той же самой причине в Латвии идет массированная атака на свободу слова, а на открытый и содержательный диалог "элита", видимо, уже неспособна. Вот в этом – главный вред и опасность этого закона для латвийцев всех национальностей.

Вопреки декларируемым целям, он, наоборот, снижает уровень социальной активности людей. Он ставит преграду на пути зарождения настоящего гражданского общества и фактически увеличивает атомизацию социума. Как это ни парадоксально, но он окончательно превращает народ в "природный ресурс".

Но есть и еще один момент. Раз уж МОН взялся этот закон пиарить, то как министерство мыслит его применение, например, в средних школах? Разве школы занимаются строительством или наносят вред экологии? Базы для коррупции в них тоже особо не заметно.

Налоги их работники также платят исправно. Напрашивается естественный вывод: доносы будут писать на русских учителей, которые продолжают внятно объяснять свой предмет русским школьникам на родном языке. На тех учителей, кто преподает "ложное" (то есть, несовпадающее с официальным) видение истории.

На тех, кто недостаточно рьяно вводит "компетентностный подход" и прочие, абсолютно неподготовленные элементы реформ. Что точно так же ведет к истинной цели всего происходящего – внедрению единомыслия.

И, тем не менее, на сайте МОН приведен целый список учебных заведений, где внутренняя структура по "доверительному информированию" уже создана.

Момент Истины

Дееспособность любой власти проверяется именно в чрезвычайных ситуациях. Поэтому COVID-19 – это в том числе и возможность для общества прозреть. Чрезвычайная ситуация требует смелых, адекватных и конструктивных решений. А не истерично-демонстративных, либо направленных на получение кем-то прибыли.

Говорите, что не хватает койкомест? Есть гостиницы и фитнес-клубы, которые можно переоборудовать под "экспресс-лазареты". Разумеется, с выплатой владельцам компенсаций: все-таки у нас еще не совсем тоталитаризм.

Не хватает врачей? Привлеките в этом качестве студентов Медицинской академии, начиная с третьего курса. Они уже достаточно подготовлены, хотя "в мирное время" и не могут считаться врачами.

Не хватает младшего медперсонала? Организуйте набор волонтеров, разбирающихся в азах медицины, но не имеющих медицинского образования. Таких достаточно много и любая грамотная медсестра несколькими вопросами может выяснить, подходит человек для этой работы или он полный профан. И так далее.

Вместо всего этого с 5 декабря, как решило правительство, введен, в частности, запрет на торговлю по выходным и праздникам алкоголем и сигаретами. Как это скажется на распространении вируса, не знаю.

Зато ощутимо вырастет прибыль соответствующих торговцев, как легальных, так и нелегальных. Люди начнут делать запасы спиртного и курева по принципу "пусть лучше останется, чем не хватит".

Следует еще ряд таких же бредовых "решений". Например, запрет на торговлю по выходным э-талонами для проезда в общественном транспорте. Или запрет на торговлю по выходным носками, трусами и полотенцами. На распространении коронавируса это не скажется никак.

Зато ощутимо вырастет прибыль супермаркетов. Не важно, не может человек что-то купить по причине его отсутствия или из-за запрета. В обоих случаях это воспринимается, как "ситуация дефицита". И прежде всего как "дикую и непривычную" ее воспринимают люди, глубоко адаптированные к обществу потребления.

Просыпаются инстинкты, унаследованные еще от диких предков: если чего-то "на всех не хватит", значит, надо хватать побольше. Пока это происходит в рамках достаточно цивилизованных.

Но я поговорил с продавщицами нескольких маленьких частных магазинчиков: там в минувшие выходные смели с полок всю соль, сахар и спички, – товары, которые обычно лежали неделями. В сети супермаркетов Maxima исчез с полок весь обычный чай, остались только всякие смеси. И, может быть, это только начало.

Пустые полки магазина Maxima в Риге, архивное фото
© Sputnik
Пустые полки магазина Maxima в Риге, архивное фото

Сегодня уже доказано, что вирус "короны" мутирует. Быстро и непредсказуемо. Следовательно, любая вакцина от коронавируса – это всего лишь временное решение проблемы. Точно так же, как и все эти "меры дистанцирования", это попросту затягивание ее решения.

Конечно, если забыть, что эти "меры" сами по себе выгодны определенным силам… В научных кругах разных стран есть мнение, что только когда у человечества (или населения какой-то страны) возникнет коллективный иммунитет, болезнь отступит. А для этого через заражение должна пройти критическая масса ее населения.

Поэтому действовать надо абсолютно наоборот: позволить себе контролируемую эпидемию вместо безуспешных попыток остановить распространение вируса.

В огромной стране, например, в России, такое невозможно – именно в силу огромных расстояний. Но в маленькой республике вполне осуществимо. Есть только одно "но": для этого надо было все лето готовиться, а не пребывать в эйфории от того, что в Латвии весной был один из самых низких уровней заражений.

Надо было экстренно подготовить больницы и создать "экспрес-лазареты" для приема гораздо большего, чем сейчас, количества тяжелых больных. Надо было в обязательном порядке снабдить их всем необходимым. Мы уже видим: нынешние "меры по ограничению", слепо скопированные с Запада, не дают никакого эффекта.

Но для политической "элиты" с постоянно крепчающим "градусом некомпетентности" это все слишком сложно для осмысления. Гораздо проще и понятнее продолжать строить общество на страхе, а не на понимании. "Делай, как велено, а то тебе будет хуже". Ну и "пряничек" какой иногда подкинуть.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме