Страсти вокруг БелАЭС: как Латвия подставила Литву

Белорусская АЭС
AP Photo/Sergei Grits

В 2020 году несговорчивость Латвии по вопросу БелАЭС сильно раздражала Литву. Но начались протесты в Белоруссии, и страны Балтии сразу пришли к единому мнению.

Белорусская атомная электростанция (БелАЭС) чуть было не похоронила многолетнюю прибалтийскую дружбу. Литва со своим твердым намерением бойкотировать проект была уверена, что ее в этом поддержат Латвия и Эстония. Но ее ждал неприятный сюрприз – Латвия категорически не хотела отказываться от закупки белорусской электроэнергии по чисто экономическим соображениям.

Долгие переговоры ни к чему не приводили. Латвия продолжала твердо стоять на своей позиции. Но вмешался случай, и Литва заполучила Латвию в число сторонников бойкота белорусского проекта.

Политическая нестабильность в Белоруссии, возникшая после выборов в республике, стала причиной, по которой латвийское правительство приняло решение не закупать белорусское электричество.

С чего все началось

Строительство БелАЭС рядом с городом Островец в Гродненской области, в 50 километрах от Вильнюса, с самого начала стала поводом для явного противодействия реализации проекта со стороны Литвы. Несмотря на то, что Островецкая АЭС прошла все необходимые и даже дополнительные проверки МАГАТЭ и других профильных институтов, а многие эксперты подтвердили ее безопасность, Вильнюс это не убедило.

Президент республики Гитанас Науседа назвал проект угрозой всему Евросоюзу и призвал Эстонию и Латвию отказаться от покупки "грязной энергии".

Истинные причины такого противодействия, правда, кроются не в угрозе БелАЭС национальной безопасности Литвы, а в исторических обидах и нежелании остаться в энергокольце БРЭЛЛ.

Суть в том, что Литва, Латвия и Эстония должны синхронизировать свои сети с системой континентальной Европы, но дешевое белорусское электричество могло сорвать этот план. И тогда страны Балтии так и останутся подключены к сети БРЭЛЛ, как во времена СССР.

О прошлых обидах в разговоре с Baltnews упоминал глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Речь идет об Игналинской АЭС, которую Литве пришлось закрыть при вступлении в Евросоюз. У Эстонии и Латвии атомной станции никогда не было. А Литва оказалась в глупой ситуации.

"Хотели свою станцию. Закрыли прежнюю, новую не построили, а теперь, получается, белорусы построили реактор и будут сейчас продавать электроэнергию той же Литве. Поэтому отношение особое", – сказал Симонов.

Напомним, что Литва еще в начале 2016 года обратилась к Латвии, Эстонии, Польше и Финляндии с предложением договориться о недопуске на рынок ЕС электроэнергии с БелАЭС, которую считает "небезопасной", однако на эту инициативу ответила только Польша.

"Евросоюз нам поможет"

И все-таки заявлений и призывов к Латвии и Эстонии со стороны Литвы оказалось недостаточно. Попытки склонить соседей к бойкоту не увенчались успехом. Президент Литвы Гитана Науседы обратился тогда к главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен с просьбой о посредничестве на переговорах, "без которого прийти к компромиссу было бы очень сложно". Но в Брюсселе не проявили нужного Науседе интереса.

Еврокомиссия предложила решение, согласно которому министры энергетики стран Балтии оценивали бы необходимость использования АЭС третьих стран с точки зрения повышенных требований к ядерной безопасности. После чего Науседа опять звонил фон дер Ляйен и повторял позицию Литвы.

Протесты в Белоруссии

В итоге запуск проекта БелАЭС Литве остановить не получилось. Но Латвию на свою сторону перетянуть удалось.

Сначала премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш сопротивлялся. Он заявил, что внутриполитическая напряженность в Белоруссии не повлияет на позицию его страны по закупке электроэнергии.

"В нашем государстве электричество – это вопрос рынка. Обычно мы политически мало вмешиваемся, поскольку рынок – главный механизм, обеспечивающий конкурентоспособные цены для наших потребителей, наших предприятий", – заявлял премьер-министр.

Но потом Латвия сменила свою позицию на противоположную. В конце августа правительство приняло решение, что, если белорусские власти запустят Островецкую атомную электростанцию, Латвия прекратит торговлю электроэнергией с Белоруссией. Закупать электроэнергию, которой Латвия лишится из-за бойкота БелАЭС, можно будет у третьих стран, используя соединение между Латвией и Россией, пояснил тогда Кариньш.

И вот 5 ноября латвийско-российская граница открылась для импорта энергоносителей из России в страны Балтии после того, как началась работа БелАЭС, а Литва в связи с ее запуском закрыла белорусскую границу для торговли электроэнергией. В Латвии указывают, что после прекращения торговли электроэнергии Литвы с Белоруссией в силу вступает трехстороннее соглашение Латвии, Литвы и Эстонии о торговле с третьими странами.

Примечательно, что оно было одобрено Министерством энергетики Литвы, однако его не стал утверждать Государственный совет по регулированию энергетики. Только вот Литва опять недовольна и просит пояснить Латвию за торговлю с Россией, ведь по методике с 2018 года торговля с Россией запрещена. Литовские депутаты считают, что из-за латвийско-российского сотрудничества в Литву может проникнуть электроэнергия, произведенная именно на БелАЭС. Похоже, что Литва так и не успокоится.

Ссылки по теме