Социальные центры для пенсионеров в Латвии в критическом положении: количество инфицированных COVID-19 как среди пациентов, так и среди персонала растет, вспышки в пансионатах фиксируются регулярно, а в декабре на них пришлось более 13% случаев от общего числа заболевших. Об этом рассказала программа De facto на LTV.
"Самая высокая смертность от COVID именно у людей преклонного возраста, а пансионаты (по сути, дома престарелых) являются местами их концентрации. Хватает лишь одного инфицирования, и вирус моментально разнесется по всему пансионату. Во-первых, это является простым умозаключением. Во-вторых, восемь месяцев назад это массово случилось в Европе. Это было очевидно. Для компетентного министра", – написал в Facebook депутат Сейма Вячеслав Домбровский.
"Но не для бухгалтера продуктового магазина, которого наша политическая система посадила в кресло отвечающего за благосостояние и жизни сотен тысяч людей. Так во сколько обходится некомпетентный министр? Слишком дорого", – добавил он.
Примечательно, что министр благосостояния Латвии Рамона Петравича считает, что несет ответственность лишь за разработку рекомендаций для социальных центров в период вспышки коронавируса, но не должна отвечать за реализацию этих рекомендаций, напомнил Домбровский.
Ситуация в социальных центрах
Коронавирусная инфекция COVID-19 с конца прошлого ноября начала стремительно распространяться в социальных центрах, несмотря на действующие строгие правила. За пару месяцев количество инфицированных выросло до четырех тысяч человек.
"Один случай в Елгаве с одним сотрудником. Когда началась утренняя смена, человек вошел в одну комнатку – и увидел, что один клиент, к сожалению, скончался. Зашел во вторую комнатку – и констатировал, что там еще один клиент умер. У него началась паника. Он сказал: "Я дальше не пойду". Он сказал: "Я не могу это видеть, не могу это принять, не могу это понять", – рассказал глава пансионата Zemgale Кристап Кейшс.
По словам главы пансионата, в некоторых центрах болезнь затронула почти всех клиентов и сотрудников.
Информация Центра профилактики и контроля заболеваний (ЦПКЗ) свидетельствует, что с конца октября только с социальной опекой связано более четырех тысяч случаев заболевания COVID-19. Самое тяжелое время пришлось на декабрь 2020 года, когда еженедельно в центрах констатировали от 50 до 700 случаев.
В Службе неотложной медицинской помощи сообщили, что в октябре из-за COVID-19 в социальные центры медики выезжали только трижды, в октябре – 38 раз, а в декабре – 217.
Откуда берется инфекция?
На данный момент неизвестно, как именно инфекция попадает в центры. По словам представителя ЦПКЗ Элины Димини, провести детальное эпидемиологическое расследование в каждом центре невозможно.
"У нас число заболевших слишком велико, чтобы мы в каждом случае могли ясно сказать, кто от кого заразился. Поэтому в ситуациях, когда в центре социальное опеки зарегистрировано несколько десятков случаев, [первого зараженного] практически невозможно отследить", – отметила Диминя.
Представители центров считают, что инфекцию приносят сотрудники. В пансионате Mārsnēni, где на второй неделе января возникла вспышка, считают, что факторы риска разные. Например, многие сотрудники ездят на работу общественным транспортом.
"Мы же не знаем, что сотрудники делают дома. Мы не можем, хотя и ведем беседы, отследить, насколько добросовестно [соблюдает ограничения] каждый сотрудник вне рабочего места", – заявила глава Mārsnēni Эвия Екабсоне.
Глава пансионата Zemgale Кристап Кейшс указал, что у многих сотрудников не одно рабочее место. Кроме того, в некоторых случаях отношение работников сперва не было достаточно ответственным: одного даже пришлось уволить, потому что он отказался носить маску и защитный костюм.