Исследовательский центр SKDS опубликовал результаты опроса жителей Латвии о значении политической свободы.
"Похоже, постепенно, по мере роста благосостояния жителей все выше ценятся политические свободы. Двадцать лет назад около 43% считали, что "свободу можно поменять на колбасу", а сейчас таких только 31%. На данный момент более половины (55%) возражают против этого тезиса", – написал глава центра Арнис Кактиньш в Twitter.
Izskatās, ka lēnām un pamazām augot iedzīvotāju labklājībai, arvien augstāk tiek novērtētas politiskās brīvības. Ja pirms 20 gadiem ~ 43% uzskatīja, ka "brīvība būtu maināma pret desu", tad patlaban tādi ir vairs tikai 31%. Patlaban vairāk kā puse (55%) šādai tēzei iebilstu. pic.twitter.com/wcnEiq67Bd
— Arnis Kaktiņš (@ArnisKaktins) February 2, 2021
Согласно опубликованным данным, в 1999 году 44% латвийцев считали, что свободой можно пожертвовать ради благосостояния. С тех пор показатель начал постепенно снижаться, и уже в 2007 году так считали только 37% респондентов.
В разгар экономического кризиса с 2009 по 2011 год число готовых пожертвовать политической свободой выросло до 43%. В 2020 году показатель впервые опустился на отметку 31%.
При этом уровень благосостояния Латвии – один из самых низких в Европейском союзе. По данным Eurostat за 2019 год, ВВП Латвии на душу населения по паритету покупательской способности составлял 69,2% от среднего уровня по Евросоюзу.
В Литве и Эстонии показатель равнялся 82,5 и 83,8 соответственно. Беднее Латвии в ЕС только Болгария (53%), Хорватия (65%) и Греция (66%).
"В Латвии после 1990 года мы пошли на поводу миграционной диаспоры, которая мечтала сюда вернуться, чтобы стать господами – вернуть свою собственность и на этом зарабатывать. Так это произошло", – заметила в беседе с Baltnews экономист Евгения Зайцева.
"Первое, что мы приняли – нормативные документы по денационализации земли, денационализации домовладений. Мы запустили процесс приватизации. Причем выбрали самый худший вариант этого процесса, то есть остановку деятельности предприятий. Я уже не говорю о национальном вопросе – выдавливание русских, не говорю о проблемах гражданства – лишение большой части населения гражданских прав. Все это в совокупности резко ухудшило экономическую ситуацию", – сказала она.
Экономист считает, что Латвия потеряла свои достижения, закрыла свои промышленные предприятия. Как результат, сократились показатели промышленности, разрушилось сельское хозяйство.
"У нас еще есть доходы в государстве, еще не все уехали из страны, даже несмотря на COVID-19 бюджет потерял только 10% – это еще чудо. У нас экономика и страна чудес", – заключила Зайцева.