"Время Лембергса истекло". Политики-миллениалы сносят титанов прошлого

Корова-матрос
© Sputnik

Виктор Петровский

Пять лет тюрьмы, 20 тысяч евро штрафа и конфискация имущества – не самый красивый финал в истории политического титана 90-х – мэра латвийского города Вентспилса Айварса Лембергса.

"Эпоха заканчивается", – так в разговоре со мной (автор Виктор Петровский – прим. Baltnews) прокомментировал приговор мэру Айварсу Лембергсу один из политиков, чей расцвет пришелся на конец 90-х – начало 2000-х годов. Сам Лембергс после оглашения приговора сравнил себя и вовсе с российским оппозиционером Алексеем Навальным.

30 лет спустя

67-летний Лембергс "рулил" Вентспилсом более 30 лет – город он формально возглавил в 1988 году, когда занял должность председателя Вентспилсского горисполкома Совета народных депутатов. Затем он менял должности, но всегда был "главным". Кто-то из оппонентов называл его "смотрящим", намекая на криминальные методы, которые, предположительно, тоже были взяты на вооружение Лембергсом.

Про его бизнес-хватку ходят легенды. Обычно обаятельный и приятный в общении с журналистами Лембергс уничтожил ни один бизнес своих оппонентов. "Действует как акула, которая видит кровь. Никакой жалости, игра на уничтожение. Это просто машина, жестокая, сметающая", – так описывал мне взаимоотношения с мэром Вентспилса знакомый рижский предприниматель, который чуть не лишился бизнеса, попытавшись сыграть на "вентспилском поле".

Айварс Лембергс
Айварс Лембергс

Акула со стальной челюстью

Но бизнес – это одно, а в городе Лембергса любили и любят до сих пор. Он привел его в порядок: ухоженные улицы, отреставрированные дома, школы и спортклубы. Город действительно он не забывал – вкладывал в него силы и средства. В какой-то степени для него это было отдушиной: кто-то, правда, считает, что это диктаторский подход – мол, "хочу в собственность страну или город", но если пообщаться с рядовыми вентспилчанами, то станет понятно: Лембергса здесь ценят и любят.

День моря, Вентспилс - народные гуляния
© Sputnik / Динара Никифорова
День моря, Вентспилс - народные гуляния

Для многих приговор суда стал шоком. На протяжении десятилетий Лембергс судился с огромным количеством людей – представителями государства, другими бизнесменами. Но он всегда выходил победителем.

Однако в игру вступили США. Тягаться с Вашингтоном одному из самых влиятельных олигархов Латвии оказалось не под силу.

Еще в 2011 году Лембергс говорил в интервью телеканалу PRO100TV о том, что США рулят всем в балтийской республике.

"В политике Латвии все важнейшие процессы сейчас определяет посольство США", – сказал Лембергс.

По словам политика, США интересует Латвия, поскольку находится рядом с Россией.

"Американцы все еще живут стандартами холодной войны. Они смотрят на Россию как на СССР, а не его наследницу. Они смотрят на Россию как на врага. Любой русский, который не числится в списках ЦРУ, для них потенциальный агент ФСБ. Заведомо. Они только ради приличия не говорят, что это враги", – заявил тогда Лембергс.

Мастер на все аудитории

Он был мастером играть на две аудитории. Русскоязычным СМИ он говорил то, что хотела услышать их аудитория, латышским – совсем другое. Более того, Лемберг был человеком, который на словах заступался за русских, а на деле поддерживал Нацблок. Причем очень серьезно.

Актер из него действительно мог бы получиться великолепный, однажды мы разговаривали с ним в кулуарах, и он признался: "Я могу сказать что угодно – ко мне не прилипнет".

Действительно, любого другого политика могли бы сожрать за подобные высказывания, а он говорил выходящие за рамки вещи, не теряя общественной поддержки.

Кто-то считал это внутренней свободой. Лембергс был одним из самых богатых жителей Латвии и точно не опасался "остаться без копейки на хлеб".

Но при всем при этом он был обречен. Сменилось поколение в политике, которое не помнило того всесильного Лембергса. Та молодая шпана, что снесет некогда сильных мира сего с лица земли. Новые политики ориентированы не на старых олигархов – а на международные институции. Мечта большинства латвийских политиков – миллениалов – уехать на работу в Брюссель, Страсбург или Вашингтон. Латвия – это трамплин, но ловить здесь особо нечего.

Когда Минфин США наложил санкции на Вентспилсский порт Айварса Лембергса, стало понятно, что его дни сочтены. Дни превратились в месяцы, даже годы, но судьба "последнего из Могикан" оказалась незавидной.

Балтийский угольный терминал в Вентспилсском свободном порту
© Sputnik
Балтийский угольный терминал в Вентспилсском свободном порту

Пять лет тюрьмы, 20 тысяч евро штрафа и конфискация имущества – не самый красивый финал в истории человека, сумевшего забраться на местный Олимп, продержаться там почти 30 лет, но безнадежно устаревшего к этому времени. Сравнивая себя с Навальным, Лембергс отметил, что никто не выйдет на улицы из-за него, потому что латвийцы запуганы и будут сидеть дома. Ирония в том, что латвийцам уже все равно – время Лембергса прошло. Просто он так и не смог это понять.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме