В Сейме в четверг, 27 сентября, депутаты обсуждали поправки в Уголовный закон, ужесточающие ответственность за так называемые преступления на почве ненависти, в том числе указывающие в качестве отягчающего обстоятельства насилие и оскорбления из-за сексуальной ориентации. Дискуссия была жаркой, пишет депутат Сейма Николай Кабанов для BB.lv.
Свобода слова, свобода выбора и другие свободы
Отягчающие обстоятельства, такие как ненависть на почве сексуальной ориентации, вызвали жаркую дискуссию среди депутатов Сейма, поскольку не все законотворцы, видимо, готовы вставать на сторону представителей ЛГБТ, но открыто выступать против опасаются. Депутат Национального объединения Александр Кирштейнс заявил, что в Европе уже возбуждают дела против священников, отказывающихся регистрировать однополые пары; обвиняют владельцев кафе, не позволяющих играть свадьбы секс-меньшинств; подвергают преследованиям родителей, не позволяющих детям сменить пол.
Упомянули и тот факт, что в соседней Эстонии развернулся скандал против профессора Тартуского университета, критиковавшего феминизм и констатировавшего рост числа женщин, относящих себя к другой сексуальной идентичности.
"Пресса принадлежит либералам. Общество направляется на эту деструкцию", – заявил Кирштейнс. По его словам, сегодня уже игнорируется наличие мужского и женского наборов хромосом, что приближает современных активистов к известному в XX веке советскому академику Лысенко, который утверждал, что биологические виды можно менять.
Внефракционный депутат Юлия Степаненко заявила, что предлагаемые поправки "особо охраняемой группой" укрепляют сообщество ЛГБТ, но не "многодетные семьи, христиан или белых мужчин". Депутат предложила рассмотреть такой вариант развития событий: если, например, гей поссорится со своим соседом – многодетным отцом – из-за собаки, справляющей нужду на чужом газоне, и гею после этого, скажем, поломают забор, то наказание будет явно строже.
Глава Комиссии по обороне, внутренним делам и борьбе с коррупцией, бывший сотрудник KNAB Юрис Ранцанс из Новой консервативной партии отметил, что демократическое общество предполагает острые дебаты по всем вопросам, а негосударственные организации предлагают свои решения политикам. Однако некоторые НКО – очень богатые – "делают из мухи слона" и "бесстыдно настаивают, чтобы полиция смотрела с точки зрения их идеологии".
"То, что мы видим здесь, – это часть надуманного ажиотажа. <…> Я категорически против! Полиция должна быть нейтральной", – обозначил свою позицию Ранцанс. По его словам, не нужно "искать преступления с увеличительным стеклом".
Геи или нацменьшинства – все равно
Депутат от Национального объединения Янис Домбрава удивил всех своим обобщением, сказав, что государство должно защищать каждого добропорядочного гражданина – вне зависимости от того, "русский он или латыш", или по иным показателям.
"Государство не может залезть каждому в спальню! – резюмировал депутат. – Иначе особой защиты могут потребовать представители и "узких социальных групп", к примеру, шахматисты".
Депутаты еще долго спорили и вспоминали разные истории – про нападение на почве сексуальной ориентации, когда полиция отказала в возбуждении уголовного дела, про суррогатное материнство – "машины для родов" и многое другое.
А в результате за поправки в Уголовный закон, ужесточающие ответственность за преступления на почве ненависти, проголосовали лишь 25 депутатов – не в пользу ЛГБТ. Было решено сделать отягощающим обстоятельством лишь "общую" ненависть.