Сейм может делегировать правительству принятие определенных конкретных решений в исключительных ситуациях, например, во время пандемии. Однако это не умаляет роли парламента.
В то же время необходимо обсудить, как не сделать процесс принятия решений слишком запутанным. Предложение президента о наделении правительства и местных органов власти большими полномочиями оценил эксперт по конституционному праву Эдгар Пастарс.
"Президент верно заметил, что не принимаются все инициативы, представленные правительством в парламенте. С одной стороны, это нормально, но, с другой стороны, это занимает слишком много времени, даже в тех случаях, когда действовать следует быстро", – приводит его слова LSM.
"Было бы разумно посмотреть, как было бы лучше принимать решения и на каком уровне, не создавая слишком много уровней принятия решений", – добавил он.
Аналогичной точки зрения придерживается и депутат Сейма от Новой консервативной партии Кришьянис Фелдманис. Он напомнил, что правительство имело большее право голоса и принимало ключевые решения во время чрезвычайного положения, объявленного в связи с Covid-19.
"Я очень надеюсь, что нам не придется возвращаться к ситуации, которая была у нас зимой, когда правительству нужно было объявить чрезвычайное положение, чтобы принимать динамичные решения. Если критическая ситуация повторится, правительство имеет право объявить чрезвычайное положение. В этом случае у Сейма есть только выбор – согласиться или не согласиться. Все зависит от уровня заболеваемости".
Ожидается также широкое обсуждение в Сейме предложения Левиты о пересмотре процедуры государственного финансирования, выделяемого партиям. Он предположил, что в тех случаях, когда фракция партии в Сейме прекратила свое существование или число ее членов сократилось, партия потеряет часть финансирования, полученного ею за голоса на выборах в Сейм.
Несколько представителей правящей коалиции высказали свои опасения по поводу пересмотра системы финансирования партий.
Представители фракций также со скепсисом относятся к идее назначения государственного министра в правительстве, сформированном следующим Сеймом. Идея состоит в том, что он должен будет отвечать за межотраслевое сотрудничество. По их мнению, создание такой должности вряд ли позволило бы сократить структурную отсталость, о которой Левитс сказал в своем обращении к Сейму.