В четверг, 7 июля, балтийские СМИ передали мнение министра иностранных дел Эдгара Ринкевича о предложении министра обороны Артаса Пабрикса, нацеленного на возврат призыва в армию.
Напомним, Пабрикс накануне рассказал об этой идее, а уже в понедельник, 11 июля, планируется презентовать программу реформы армии на коалиционном совете.
Эдгар Ринкевич в связи с этим, с одной стороны, согласился, что причины для подобной реформы есть: "стремительно меняющаяся обстановка безопасности в Европе и мире, необходимость размещения дополнительных союзных сил в Латвии, увеличение численного состава латвийских вооруженных сил и количества граждан, привлеченных к обороне страны".
"На мой взгляд, инициатива Минобороны – хорошая основа для обсуждения в обществе, Сейме и правительстве", – отметил Ринкевич.
С другой стороны, по словам министра, многое кроется в деталях и исполнении намеченной реформы армии. Ринкевич сослался на память о Советском Союзе, приплетя в качестве негативного аргумента не столько "недуги" государства, сколько самих людей – "многие помнят годы Советского Союза или первые годы восстановленной независимости, когда обязательная военная служба "болела" такими недугами, как внеуставные отношения, слабый инструкторский состав, "выброшенный год" и тому подобное.
И тут же добавил, что "с тех пор многое в корне изменилось и профессионализм латвийских вооруженных сил совсем другой", будто нынче существует стопроцентная защита от неуставных отношений, или выброшенного года для части призывников, или еще чего-то в том же духе.
Видимо, понимая спорность собственных суждений, Ринкевич пояснил: "Поэтому важно, чтобы Служба национальной обороны не только требовала от гражданина выполнения своего долга, но и давала ощущение того, что год был проведен со смыслом как на благо страны, так и для содействия собственному росту. Мотивация – это важно, поэтому хорошо бы, чтобы в первые годы было продумано о постепенном подходе".
Министр также отметил негативную демографическую ситуацию – она требует четко определить критерии отбора на службу. И призвал задуматься о том, насколько комплексной будет предлагаемая общая служба национальной обороны – будет ли она похожа на лотерею, будут ли задействованы и граждане, проживающие за пределами Латвии, что делать с теми, кто понес уголовные наказания.
Ринкевич также заявил, что "армия – это не "воспитательное учреждение", что женщинам можно разрешить службу на добровольной основе, что по окончании службы надо обеспечить послеслужебное обучение ушедших в запас, чтобы всегда были готовы – на случай кризиса или войны.
А еще Ринкевич рассудил, что "предложение Минобороны – это своего рода проект нового договора между государством и обществом по укреплению нашей общей безопасности, важна каждая деталь, ошибки могут дорого стоить, поэтому приветствуется обсуждение на уровне взвешенных аргументов, а не лозунгов".
И в итоге глава МИД призвал остерегаться допущения ошибок.
Ожидаемо, что Ринкевич – это "первая ласточка" в хоре разновекторных мнений о предложении Минобороны, которые неминуемо захлестнут информационное поле Латвии уже в ближайшие дни.