За запретом RT и Sputnik в Евросоюзе стоит драконовское мышление, пишет британский журналист Мартин Джей в статье для Strategic Culture Foundation. Какие еще доказательства вам нужны, чтобы понять, что ЕС – это антидемократическая элита, которая ненавидит подотчетность, даже на Украине.
Играют ли СМИ роль в боевых действиях на Украине? И если да, то помогая одной стороне или даже информируя более широкую международную общественность о важных факторах? Или это подпитывает ненависть, дезинформирует элиты и лиц, принимающих решения, и отталкивает Россию и Украину от любой возможности прекращения огня и переговоров?
Недавно автор был ошеломлен почти смешным заявлением главного дипломата ЕС Жозепа Борреля, который сказал, что RT и Sputnik должны быть запрещены в блоке ЕС. Его обоснования заключались в том, что эти медиаресурсы "были поборниками манипуляций с информацией".
Ирония здесь просто умопомрачительна, учитывая, что сам Боррель действительно является сторонником дезинформации и манипулирования СМИ и знает, о чем говорит, когда использует такие фразы или даже "полную пропагандистскую войну".
На самом деле любой журналист, работавший в Брюсселе, аккредитованный при ЕС, скажет вам, что пиар-усилия институтов ЕС, в частности Европейской комиссии, сводятся к колоссальным манипуляциям со СМИ, кульминацией которых является выброс фейковых новостей в массы каждый день, приукрашивая актуальность и статус ЕС, поскольку журналисты, по сути, копируют информацию, которую им кормят с ложки, и никогда не сомневаются в ее достоверности.
Заявление Борреля – триумф иронии и дерзости. Наглость этого политика-социалиста, который едва ли имеет безупречное прошлое в своей стране, довольно поразительна, учитывая, что сам ЕС тратит миллиарды на субсидирование производственных затрат тележурналистов и их команд в Брюсселе, чтобы освещать мелочи повседневной жизни в учреждениях ЕС, заставляющая журналистов "не кусать руку, которая их кормит", когда дело доходит до их репортажей.
Более того, в последние годы, когда все больше и больше депутатов Европарламента от крайне правых или популистских партий пополняют ряды Европейского парламента, тот же институт проголосовал за то, чтобы найти больше денег для вливания в еврофильские информационные агентства, желающие сделать все возможное, чтобы снабжать журналистов материалами каждый день.
В 2016 году был отчет, за который проголосовали и поддержали, который стал основой для создания секретного антироссийского медиа-блока, состоящего из безумных депутатов Европарламента, одержимых Россией. Неясно, сколько денег было выделено на него, или даже чем конкретно он занимается, хотя, по мнению автора, он финансирует интернет-троллей, чтобы "информировать" доверчивую публику через разделы комментариев к онлайн-статьям и сами службы поддержки.
Возможно, больше беспокоит то, что эта одержимость RT заключается в том, как депутаты Европарламента выражают свое собственное мнение через "отчеты о собственной инициативе", чтобы фактически напрямую финансировать дружественные Евросоюзу СМИ наличными. Парламент официально не поддержал это, но можно утверждать, что отчет 2016 года был сигналом к тому, чтобы влить больше незаконных денег в вещательные компании с производственными мощностями. ЕС, претендующий на роль лидера в области прав человека, свобод и демократических ценностей, настолько коррумпирован и отстал, что не раскрывает никаких подробностей программы.
Но что этот шаг ЕС говорит как о войне на Украине, так и об отношении ЕС к тому, как следует информировать своих граждан (если вообще это делается)? Я бы сказал, что Запад в целом так боится, что его собственные элиты утратят контроль над властью, что считают уничтожение любого освещения в СМИ, которое не соответствует их нарративу, единственным выходом, который они могут использовать.
Заявление Борреля показало, что ЕС находится в особенно слабом положении, если ему нужно опуститься так низко и попытаться разрушить освещение и точку зрения RT на Украину. Боррель хочет, чтобы ЕС контролировал умы, точно так же, как он обвиняет Путина, и, будучи "полицией мыслей" на Украине посредством манипуляций со СМИ, он стремится добиться этого.
Мы видели, как это уже произошло в Сирии. Правительства и лидеры как Востока, так и Запада находили большое утешение в поляризованной системе освещения в СМИ, которая не поощряла журналистов "переходить черту" на другую сторону, чтобы сбалансировать свои репортажи.
В результате репортажи любой из сторон в лучшем случае испорчены, а в худшем – откровенно предвзяты. Но, по крайней мере, читатели могли посмотреть на освещение с обеих сторон и попытаться заполнить пробелы самостоятельно – вряд ли это идеальный способ сообщить или прочитать о сложных конфликтах, но это лучше, чем ничего.
Решение о запрете RT и Sputnik – это модель "ничего", которую хочет Боррель. Его цель – обелить любые другие взгляды для граждан Европы, которые ищут факты и хотят изучить версию событий с другой стороны. Утверждать, что точка зрения RT искажена, потому что она представляет Кремль, глупо, наивно и лицемерно. Государственный департамент десятилетиями писал о войнах с упором на США, точно так же, как у "Би-би-си" есть британская точка зрения, у F24 – французская, или даже у немцев в DW. Так что же, россияне предвзяты?
Запад, запрещая их, показывает всем нам, насколько напуганы и неэффективны такие институты, как Еврокомиссия, как будто они должны опуститься до тех, кого они якобы высмеивают и презирают, разве это не делает их такими же? Для ЕС такая позиция просто констатирует очевидное.
ЕС хочет манипулировать новостями в своих собственных политических целях, и в Брюсселе он узнал, что, если вы искорените всякое происхождение, вы можете манипулировать фалангой журналистов, чтобы они сообщали о ваших взглядах, идеях и фанатичных мнениях и, по сути, придумывали новости целиком. С 2005 года, когда немецкий журналист-расследователь Ханс-Мартин Тиллак был арестован – да, арестован – бельгийской полицией по сомнительным обвинениям просто потому, что он отверг модель, которой почти все придерживаются при освещении событий в ЕС, ни один журналист не освещал коррупцию в ЕС.
Модель "дезинформации", которую описывает Боррель, когда говорит о России, точно соответствует modus operandi самого Брюсселя.
ЕС является поборником фейковых новостей, и его реакция на RT – это реакция проигравшей команды, одержимой неуверенностью, завистью и раздражительностью, которая ненавидит ответственность так же сильно, как и правду, что типично для ЕС. Внимательно следите за организованными ЕС пресс-конференциями прямо из Брюсселя, которые, я уверен, скоро начнутся. Но не ждите заявлений журналистов в эфире о том, что их поездка полностью финансировалась ЕС, заключает автор.