Из всех стран Евросоюза единственная республика, полноценно решившая для себя проблему вакцинации, – это Венгрия.
Официальный Будапешт в лице главы МИД Петера Сийярто уже давно подписал с Москвой контракт о поставках 2 миллионов доз российского "Спутника V" и 5 миллионов доз препарата Sinofarm, произведенного в КНР.
Сам премьер Виктор Орбан успешно привился китайской вакциной.
При этом до сих пор заявка от России находится на стадии рассмотрения в Европейском агентстве лекарственных средств (EMA). Хотя страны Евросоюза уже становятся в очередь на получение российского препарата. Наибольшее рвение в этом вопросе проявляет Берлин. Экспертное сообщество Германии дало несколько хвалебных отзывов о российской вакцине.
Один из последних прозвучал из уст Томаса Мартенса, председателя постоянной комиссии по вакцинации (Stiko) при Институте имени Роберта Коха, который в интервью газете Rheinische Post заявил: "Это хорошая вакцина, которая, по всей вероятности, когда-нибудь будет допущена и в ЕС. У российских исследователей очень большой опыт в сфере вакцин. "Спутник V" разработан умело".
Однако многие воздерживаются от точных прогнозов. Европейцам остается только ждать у моря погоды, что в условиях ожидания третьей волны коронавирусной инфекции является делом неблагодарным.
Более того, глава EMA Криста Виртумер-Хохе решила неудачно пошутить, сравнив перспективы экстренного одобрения русской вакцины с "русской рулеткой", за что вместо смеха получила шквал сокрушительной критики.
Создатели "Спутника V" потребовали извинений от официального лица. Вскоре они последовали. Ситуация с демонстративным непризнанием "Спутника V" со стороны еврорегулятора наталкивает на мысль о том, что чиновники EMA, нарочно затягивая процесс легализации русского препарата, являются агентами антиевропейского влияния. Иначе такое поведение объяснить трудно.
Второй после Венгрии отказалась смиряться и ждать Италия. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и швейцарская компания Adienne Pharma & Biotech подписали соглашение о производстве вакцины от коронавируса "Спутник V" в Италии.
Таким образом, Италия стала первой страной ЕС, которая начнет автономное производство российской вакцины на своей территории.
У Италии уже есть богатый опыт сотрудничества с российскими специалистами в области оказания экстренной помощи во время первой волны весной прошлого года. Руководство Италии в последнее время тяготеет к конструктивному взаимодействию с Москвой по ряду вопросов. Вопрос производства вакцины – один из самых приоритетных.
Когда "сплоченность" становится авторитарным стилем руководства
А как же европейское братство и солидарность? Практика "вакцинного кризиса" показывает, что без санкции со стороны контрольно-надзорных органов члены ЕС не в состоянии самостоятельно обратиться к российской стороне для закупок и поставок "Спутника V".
Если в "мирное время" бюрократическая евросистема вызывала только раздражение, то в условиях пандемии неповоротливая машинерия евробюрократии может привести к человеческим жертвам.
Не секрет, что "политкорректных" вакцин катастрофически не хватает, в том числе и по причине неуклюжих действий аппарата еврокомиссара по вопросам торговли, которым, кстати, является экс-премьер Латвии Валдис Домбровскис.
К тому же качество предлагаемых европейцам вакцин сравнительно невысоко. И если основные СМИ отказываются сообщать о печальных инцидентах, связанных с применением одобренных препаратов, то сарафанное радио шумит вовсю.
Иными словами, ограничения суверенитета стран-участников ЕС являются более серьезными, чем это представлялось в докоронавирусную эпоху. Правительства европейских государств оказались связаны по рукам и ногам бумажными и политическими условностями, преодолеть которые зачастую выше их сил.
Остается только с завистью смотреть на Сербию, которая получила из Москвы прямым рейсом нужное количество вакцин и готова поделиться им с братской Черногорией. И на Белоруссию, которая 31 марта обещала начать масштабное промышленное производство "Спутника V".
Вместо реальной заботы о собственных гражданах европейцы получили циничную шутку про "русскую рулетку". Безусловно, многим она показалась неуместной. Такая риторика в условиях реальной угрозы жизни и здоровью миллионов европейцев приводит к потере лица и самодискредитации.
Социологические агентства не спешат замерять уровень евроскептицизма жителей ЕС, хотя нет сомнений в том, что он за последние полтора года изрядно вырос. Европейские обыватели чувствуют, что власти их стран не обладают достаточной независимостью.
Третьей в очереди стоит Чехия, которая в последнее время отличилась русофобскими акциями. Одна из них – демонстративно варварский демонтаж памятника человеку, спасшему Прагу, – маршалу Ивану Степановичу Коневу.
Однако в Чехии есть два уравновешивающих друг друга полюса. Первый, антирусский, представлен группировками, сосредоточенными вокруг премьера Андрея Бабиша. Второй – прорусский – аппаратом президента Милоша Земана.
Глава Чехии недавно сообщил, что обратился к Владимиру Путину с просьбой предоставить чехам российскую вакцину. И сам признал, что президент России согласился эту просьбу удовлетворить.
На фоне ужасающей ситуации с распространением COVID-19 в Чехии русофобское крыло деликатно молчит, дабы не навлечь на себя еще больше народного гнева и не растерять драгоценные крупицы электоральной поддержки.
Зато в соседней Словакии правительственный кризис в самом разгаре. Глава правительства этой страны Игор Матович заключил договор о поставках вакцины, не согласовав это действие с партнерами по коалиции. После получения в свой адрес порции ожесточенной критики, Матович подчеркнул, что от российской вакцины отказываться не намерен, заметив: "Я не убийца".
Правда, видно, что премьер Словакии – человек с хорошим чувством юмора. Договариваясь о поставках "Спутника V", глава правительства отметил, что готов передать в обмен на российскую вакцину от коронавируса часть Закарпатья. Правда, потом за свою шутку от открыто извинился.
Также русскую вакцину готовы взять Сан-Марино и Северная Македония. Руководство этих стран, не колеблясь, готово привить свое население "Спутником V".
Как дела обстоят в Прибалтике
Самую непримиримую позицию заняла Литва, правительство которой состоит не просто из профессиональных, а даже потомственных русофобов. МИД республики возглавляет Габриэлюс Ландсбергис, представитель известной в Литве политической династии.
Он очень любит громко фантазировать о том, что скоро в Европе появятся сотни проверенных вакцин от COVID-19, в число которых не входит русский "Спутник V". При этом заболеваемость в Литве продолжает держаться на сравнительно высоком уровне.
Более прагматичную, более взвешенную позицию занимает Эстония, в которой недавно сменилось правительство. Эстонские первые лица готовы закупать "Спутник V", если тот будет зарегистрирован еврорегулятором.
Примерно так же ведет себя и Латвия, в которой, по различным замерам общественного мнения, 44% населения готово прививаться российским препаратом. Более того, жители Резекне начали собирать коллективную петицию с просьбой договориться с Россией о поставках в Латвию "Спутника V".
Однако в ответ на чаяния латвийцев премьер-министр Кришьянис Кариньш строго отметил, что Рига даже не будет обсуждать возможность закупки "Спутника V" до того момента, пока ее не зарегистрирует EMA.
Комментаторы тут же язвительно отметили, что латвийское правительство горячо одобрило поставку в Латвии вакцины, произведенной американской компанией, которая была заказана еще до того, как она подала заявку на регистрацию в EMA.
Кое-кто из придворных политологов решил неудачно пошутить над просьбами жителей Латвии о налаживании отношений с Россией хотя бы в области вакцинопоставок. Давеча в эфире одной из радиостанций даже прозвучало сравнение российской вакцины с пресловутым "Новичком", что, конечно, не добавляет позитива в и без того шаткие отношения между Ригой и Москвой.
Большие проблемы латвийского премьера
Народ на кухне массово выражает недовольство непродуманными, хаотичными действиями правительственного совета. Да, в истории Латвии были уже премьеры-антигерои, например, Эйнар Репше и Айгар Калвитис, которые получали в свой адрес очень много критики, но действующий глава правительства Латвии превзошел всех.
И если Латвия готова будет сложа руки ждать, когда еврорегулятор зарегистрирует российскую вакцину, а потом послушно займет последнее место в очереди на ее получение – после Германии, Чехии, Словакии, Италии, Франции – рост протестных настроений гарантирован.
На этом фоне возможно появление перспективных политических проектов, которые уже дают о себе знать. В частности, активным сплочением недовольных занимается депутат Алдис Гобземс, избравший выигрышную политтехнологию аккумуляции протестного электората.
Не упустит своего и Союз зеленых и крестьян, у которого в регионах осталось много поклонников, в том числе из среды чиновничества, теряющего дивиденды в условиях непопулярной административной реформы, затеянной Кариньшем и президентом Эгилсом Левитсом. Промедление с принятием плана масштабной вакцинации тем же "Спутником V" может иметь серьезные последствия для группировки Кариньша.
Да, сейчас время пока терпит, но если Латвия до конца лета – начала осени не решит проблему с обеспечением населения качественной вакциной, то Кариньш поставит себя в условия цугцванга, выходом из которого является отставка, которая вряд ли что-то принципиально изменит.
Кришьянис Кариньш садился в должность премьера зимой 2019 года не для того, чтобы служить "кризисным менеджером", а для того, чтобы усердно лоббировать интересы трансатлантических корпораций, которые относятся к Латвии как к поганой овце, с которой хоть шерсти клок.
Теперь он – заложник своего положения. И отвлекающих население маневров в обойме у него немного. Можно, конечно, сыграть однополую свадьбу под рукоплескания байденистов и приобщиться к квир-ценностям, но народ этого явно не поймет.
Можно начать демонстративную войну с Памятником освободителям Риги и Латвии (репетиция уже прошла с мемориалом Великой Отечественной войны в Екабпилсе), кокетничая с латышскими ультранационалистами, но это вызовет еще больший всплеск неприятия этого правительства.
Ведь оказывается, что национал-патриотическая тема перестает быть модной в условиях затяжного экономического кризиса, вызванного пандемией.
Даже если Кариньш попробует "красиво уйти", как в свое время это сделал нынешний еврокомиссар по торговле и финансам Валдис Домбровскис, сложивший полномочия после трагедии в "Максиме" в ноябре 2013 года, то что дальше?
Конечно, он может передать свою должность Артису Пабриксу, который слывет этаким Талейраном латвийской политики, но вряд ли опытный профессор политологии, поменявший больше партий, чем пальцев на одной руке, стремится занять самую уязвимую должность в стране. Любой системный политик, кто придет на место Кариньша, неизбежно станет заложником собственной системы.
Первым шагом к разрушению этой системы было бы покаяние в антироссийской риторике и отправка внушительной делегации в Москву, где могла бы состояться продуктивная встреча с главой МИД Сергеем Лавровым, результатом которой стал бы контракт о поставках пары миллионов "Спутника V", которых с лихвой хватило бы для вакцинации двух миллионов населения Латвии в предельно сжатые сроки. И кризис прошел бы сам собой.
В состав делегации от Латвии мог бы войти видный предприниматель, руководитель компании Grindex Киров Липман, который уже обратился к правительству с просьбой помочь начать производство русской вакцины. А также руководство предприятия Olainfarm, которое тоже поучаствовало бы в этом благородном деле.
Но история современной Латвии не терпит сослагательного наклонения, особенно если речь идет об отношениях с Россией. Да, может быть, некоторые меры, которые принимает правительство Латвии, и неплохи.
Но отдельные отрасли бизнеса в республике откровенно простаивают, а самые непопулярные реформы – налоговая (касающаяся микропредприятий), административная, образовательная – проходят словно под шумок на фоне пандемии.
Во всяком случае, у большой части населения возникает именно такое ощущение. Тем более на фоне постоянных сообщений о том, что среди стран Балтии наибольший спад экономики в связи с коронавирусом наблюдается именно в Латвии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.