Законопроект, требующий обязательной вакцинации для врачей, педагогов и социальных работников, а также дающий работодателям право увольнять непривитых сотрудников, не будет рассмотрен во втором чтении.
Как это понимать? Правящая коалиция уступила требованиям парламентской и уличной оппозиции или ввела в действие "хитрый план"?
Власть испугалась референдума
В ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении однозначно "за" голосовали три правительственные партии – "Новое Единство", "Для развития/За!" и Новая консервативная партия. Национальное объединение единодушия не проявило. Кто-то голосовал "за", кто-то – "против", а часть депутатов, включая лидера фракции, не участвовали в голосовании.
Думаю (автор Владимир Линдерман – прим. Baltnews), со стороны радикальных националистов это было сознательным шагом – не класть все яйца в одну корзину. Хотели угодить всем своим сторонникам: и молодым столичным "прогрессистам", поддерживающим вакцинацию, и пожилым провинциальным "консерваторам", не доверяющим прививкам.
Уже после передачи законопроекта в комиссию депутаты Нацобъединения предложили ряд смягчающих поправок, в частности, в отношении педагогов.
Годы идут, учителя не прибавляются: школы Риги испытывают кадровый голод >>>
Единодушно против законопроекта выступила фракция оппозиционного Союза "зеленых" и крестьян (СЗК), а также независимые депутаты. Фракции "Согласия" и "Кому принадлежит власть" были менее категоричны, но в целом дали понять, что и они против принудительной вакцинации.
Таким образом, у правящей коалиции возникли проблемы. Во-первых, отсутствие прочного единства в своих рядах. Во-вторых, оппозиция гарантированно набирала 34 депутатских подписи, необходимых, чтобы запустить процедуру референдума.
В-третьих, результат референдума, скорей всего, оказался бы печален для правящих. Против законопроекта голосовали бы не только убежденные антипрививочники, но и те, кто, не возражая против вакцинации как таковой, не согласны с принудительными мерами.
Сюда бы еще добавились недовольные властью по другим причинам, и в сумме все эти группы граждан набрали бы больше половины голосов. Назревал политический кризис.
Хитрый юрист
Но недаром правящая верхушка поставила во главу государства хитрого юриста Эгила Летвитса. Да, у него низкий рейтинг, народ его не любит. Зато он умеет находить решения в сложных ситуациях. Кризисный менеджер, говоря современным языком.
Вспомним хотя бы "неграждан". Перед латышскими националистами стояла тогда непростая задача: как лишить значительную часть местных русских избирательных прав, чтобы гарантировать латышским партиям победу на всех будущих выборах?
Не напишешь же в тексте закона, что русские лишаются права голосовать и баллотироваться, потому что они – русские. Это был бы уже откровенный нацизм.
Летвитс был тем, или одним из тех, кто предложил решение с политкорректным юридическим обоснованием. Поскольку СССР "оккупировал" Латвию, нынешняя Латвийская республика является прямым продолжением довоенной.
Существование Латвии закончится раньше, чем подсчет ущерба от "советской оккупации" >>>
Советской Латвии в правовом смысле как бы не существовало вовсе. Поэтому гражданство положено только гражданам довоенной Латвии и их потомкам. А "оккупантам" и их потомкам — не положено.
Так, росчерком пера, более 700 тысяч жителей страны были изъяты из списков избирателей.
А вот как Левитс предлагает разрулить нынешний кризис. Сейму предлагается принять закон, который наделяет правительство полномочиями решать в рабочем порядке все важные вопросы, связанные с пандемией.
Ну и еще часть полномочий передать органам самоуправления: мол, на местах сподручнее оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию.
В итоге Cейм выводится из игры. Точнее, не он, а партии, не входящие в правительство. Кабинет министров получает не только дополнительные полномочия, но и более свободный и бесконтрольный доступ к ресурсам, необходимым для реализации этих полномочий.
Кто контролирует ресурсы, тот и главный. Парламент рискует превратиться в декоративный орган власти.
Передел полномочий и его последствия
Мне возразят: не надо драматизировать, речь идет только о вопросах, связанных с пандемией.
Но дело в том, что сегодня практически все, происходящее в государстве, так или иначе связано с пандемией. Экономика, социальная сфера, здравоохранение, образование, деятельность органов правопорядка, международные связи — буквально все.
История учит, что любое изъятие полномочий у законодательной власти в пользу исполнительной — шаг к диктатуре. Избиратель лишается даже той крохотной доли участия в принятии решений, которую он реализует через избранных им депутатов.
Это если говорить о долгосрочных тенденциях. В ближайшей же перспективе такой передел полномочий (если он произойдет) позволит правительству реализовать проект принудительной вакцинации в обход оппозиции.
Будет принят уже не закон, а подзаконный акт, какие-нибудь малозаметные правила министерства для своих служащих, что-то в таком роде. Общенародным референдумом по ним не "ударишь".
Нужна ли всеобщая вакцинация?
Возможно, парламентскую оппозицию удастся приструнить, но это не изменит настроений в обществе.
Можно сколько угодно иронизировать над "антипрививочниками", но нельзя игнорировать очевидный факт: их много. И движут ими не только иррациональные фобии, замешанные на теориях заговора. У людей накопились вопросы, на которые власть не может дать внятные ответы.
И главный вопрос можно сформулировать так. Если уровень защиты, которую дают вакцины против коронавируса, примерно такой же, как, допустим, у вакцин против гриппа, то есть, краткосрочный и далеко не 90%, то в чем смысл всеобщей и обязательной вакцинации? Человек хочет вакцинироваться и тем самым повысить свои шансы в поединке с Covid-19? Ради бога. Но зачем пытаться привить всех?
Если противникам обязательной вакцинации удастся задвинуть куда-нибудь в тень городских сумасшедших с их баснями про Билла Гейтса, чипирование и проч., а на первый план выдвинуть людей, способных говорить на языке медицины и статистики, движение может стать серьезным политическим игроком.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.