"Минное" поле латвийской недвижимости: когда рванет, кого зацепит

© Sputnik / Владимир Астапкович

Задуманная правительством ЛР кадастровая реформа грозит оставить без штанов сотни тысяч латвийцев. Но на защиту всех обиженных и угнетенных встал министр юстиции, лидер Новой консервативной партии Янис Борданс.

Задуманная правительством Латвии кадастровая реформа грозит оставить без штанов сотни тысяч латвийцев. Но неожиданно на защиту всех обиженных и угнетенных прискакал "рыцарь на белом коне" – министр юстиции, он же лидер Новой консервативной партии, Янис Борданс. И торжественно пообещал сделать так, чтобы абсолютное большинство владельцев жилья от планируемой реформы не только не пострадали, но даже и выиграли.

С политической точки зрения план защиты Борданса хорош.

Но с экономической точки зрения он же грозит Латвии катастрофой.

Не прячьте ваши денежки

Суть кадастровой реформы заключается в том, что правительству остро нужны деньги. И оно вновь намерено порыться в карманах у своего народа, чтобы забрать, судя по всему, последнее, что там еще осталось. Ведь больше рыться негде: транзит скорее мертв, чем жив; банковская сфера полегла в неравном бою за чистоту вкладов.

Остаются жители и то их имущество, которое не спрячешь, не зароешь в огороде, не увезешь за границу, – жилье. Отвертеться от уплаты налога на него шансов нет.

Чтобы повысить этот налог за жилье, правительство решило пересмотреть кадастровую стоимость зданий. С 1 января 2022 года кадастр для объектов недвижимой собственности вырастет – где в два, где в три, а где в пять-шесть раз. Латвийцы от таких планов пришли в шок. И принялись высчитывать, во сколько им обойдется крыша над головой. Цифры вышли просто аховые.

"Помощь" пришла, откуда не ждали

И прискакал "рыцарь на белом пони" с той же стороны, откуда беда явилась. Неудивительно: он сам же ее и наслал.

Ведь именно Янис Борданс и инициировал вопрос о кадастровой реформе, который до этого годами неопределенно витал в коридорах власти. Как опытный политик, Борданс понимал: чтобы блестяще справиться с проблемой, надо сначала ее создать – изготовить дракона и героически его побороть.

Что же предложил Борданс от имени вверенного ему Министерства юстиции? А предложил он установить необлагаемый минимум для налога на недвижимость в размере 100 тысяч евро на каждое задекларированное лицо. А налог на землю под жилую застройку снизить с 1,5% до 0,3%. Поскольку 90 процентов латвийцев живут в квартирах и домах, чья стоимость до заветных 100 тысяч не дотягивает, они либо станут платить меньше, чем сегодня, либо вообще освободятся от налога. Аллилуйя!

Правда, Министерство финансов обозвало Борданса популистом. В ответ Борданс парировал, что его предложение отвечает интересам общества. О том, что еще больше оно отвечает интересам Новой консервативной партии, он предусмотрительно умолчал.

На самом деле у необычайной активности Борданса в вопросе кадастра есть простое объяснение: новым консерваторам надо срочно поднять рухнувший рейтинг. Перед последними выборами они переплюнули всех в щедрости обещаний, но не выполнили ни одного. Достаточно вспомнить, как Борданс, стуча себя "пяткой в грудь", клялся реализовать план "три по 500": поднять до 500 евро необлагаемый минимум, минимальную пенсию и минимальную зарплату.

Латвийцы поверили и выбрали неоконов во власть. После чего план "три по 500" был неоконсеваторами благополучно забыт, как и прочие их предвыборные обещания.

"Галопом" за рейтингом

Но вот опять наступило горячее предвыборное время – 29 августа пройдут выборы в Рижскую думу, 5 июня 2021 года – во все остальные самоуправления страны, 1 октября 2022 года – в Сейм. А рейтинг Новой консервативной партии – ниже плинтуса.

И Борданс с упорством заядлого популиста взялся имитировать бурную деятельность.

В ход пошло все: публичная война с генпрокурором, "продавливание" идеи создания специализированных судов по рассмотрению экономико-финансовых преступлений, требование к партнерам по коалиции немедленно изыскать в бюджете 2020 года средства для строительства новой тюрьмы и очередная безуспешная попытка добиться повышения минимальной зарплаты и необлагаемого минимума до 500 евро.

Но все это оказалось мелко и избирателя не убедило. Последний опрос Центра изучения общественного мнения (SKDS) показал, что новые консерваторы не преодолевают пятипроцентный барьер, требуемый для попадания в Рижскую думу. Поэтому в ход пошла их "тяжелая артиллерия" – кадастр.

Заявление об освобождении от налога на недвижимость стоимостью до 100 тысяч евро – прекрасный способ продемонстрировать, как Борданс и его партия радеют о благосостоянии сограждан. Многие латвийцы могут клюнуть и поверить, что Борданс и Ко – благодетели нации. Злобное правительство душит народ новым налогом, а добрый Борданс придумал, как освободить людей от него.

Скрытые стороны кадастровой реформы

На самом же деле речь идет о незамутненном кристальном популизме, который ситуацию нисколько не спасает. Ведь под удар нового налога попадут владельцы офисов, промышленных помещений, торговцы недвижимостью, инвесторы.

И обыватель, радующийся тому, что не пришлось платить 100 евро налога в год за свою небольшую квартиру, должен приготовиться к сюрпризу.

Наутро после вступления в силу новых правил обыватель придет в магазины, мастерские по ремонту, ателье по пошиву и прочие сервисы и обнаружит, что цены там уже намного выше. После того, как кадастр поднимут (пусть даже с замечательными поправками Борданса), бизнесмены, обложенные новым налогом, начнут искать способы компенсировать убытки.

И, как всегда, убытки бизнес компенсирует за счет потребителей. Владельцы торговых залов поднимут цены арендаторам – магазинам, салонам и лавкам. Арендаторы поднимут цены на товары или будут вынуждены закрыться. Продавцы потеряют работу. Люди в который раз побегут из Латвии в другие страны, где с кадастром не играют, где инвестора ценят и не обкладывают непосильным налогом.

Даже сами разговоры о возможном росте налога уже потрясли рынок коммерческих площадей. Инвесторы сегодня не знают, что будет дальше, и с опаской рассматривают судьбу своих вложений. Казалось бы, в это шаткое время, когда после эпидемии коронавируса экономика и так дышит на ладан, власти наоборот должны думать – какими поблажками удержать инвесторов, чей инстинкт самосохранения требует свернуть инвестиции и переждать период потрясений.

Но нет, власти добивают бизнес налоговой лопатой. Их действия напоминают экономическую диверсию. Почему же они так поступают? Да потому что нет денег. И потому что "после нас хоть потоп".

"Поправка Борданса" не спасает ситуацию, но зато играет на интересы властей страны. Налог на недвижимость – это основа муниципальных бюджетов. Небольшие города, где недвижимости дороже 100 тысяч евро почти нет, практически не соберут ничего в казну и будут вынуждены просить денег у государства, взамен на полную покорность.

Относительную материальную самостоятельность смогут сохранить разве что Рига и Вентспилс, но власти над этим уже работают, "отжимая" у обоих самоуправлений порты и другие источники финансирования.

Выходит, как ни крути, пересмотр кадастра – это мина, заложенная под экономическую систему страны. А "поправки Борданса" – детонатор.

Если рванет, мало никому не покажется.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.