В связи с проведением Россией военной спецоперации на Украине США и их союзники ввели против РФ "адские санкции". Однако парадокс в том, что они крайне болезненно ударили по экономикам самих стран ЕС.
Латвия не стала исключением. Из-за разорванных связей ряд предприятий несет колоссальные убытки, а цены подскочили буквально на все – газ, топливо, металл и даже продукты питания. Но правительство, по своему обыкновению, готово помочь латвийцам лишь ценным советом.
Все выше. И выше. И выше
Ценный совет, озвученный премьером [Кришьянисом] Кариньшем, заключается в том, что ради свободы Украины латвийцам придется поменять свои привычки. А именно: научиться меньше есть, отказаться от поездок на авто, которые в мгновенье ока стали роскошью, а не средством передвижения, и быть готовыми к тому, что за газ, тепло и электричество в новых реалиях придется платить намного больше.
Насколько именно больше, не знает пока никто. Цены на энергоресурсы упорно прут вверх: литр бензина на латвийских автозаправках уже стоит 1,99 евро, а дизеля – 1,82. И это еще не предел. По самым оптимистичным прогнозам, в скором времени покупать бензин в Латвии придется по 2,50 за литр.
Ситуация на биржевом рынке надежд не внушает. Цена нефти марки Brent достигла рекордной отметки, превысив 130 долларов за баррель, а на хабе TTF в Нидерландах апрельский фьючерс на природный газ составил почти 3900 долларов за 1000 кубометров.
Не сомневаясь, что взрыв цен продолжится, латвийцы канистрами и бочками массово запасают топливо впрок. А тем временем премьер призывает сограждан не поддаваться панике и в целях экономии использовать личный автомобиль на пару с соседом, а лучше – вообще пересесть на велосипед. Или пользоваться общественным транспортом.
Правда, общественный транспорт в ближайшее время тоже подорожает. Как сообщила на днях представитель Автотранспортной дирекции Зане Плоне, "с учетом влияния роста цен топлива на расходы по обеспечению услуг общественного транспорта не исключено, что в ближайшее время тарифы могут быть пересмотрены".
Помощи не будет
Шокированные неудержимым ростом цен на бензин и солярку латвийцы через портал общественных инициатив ManaBalss призвали правительство взять пример с Польши и срочно снизить акцизный налог на топливо. За считанные дни эта инициатива набрала более 21 тысячи голосов (чтобы передать ее на рассмотрение в Сейм, достаточно и 10 тысяч). Но власти четко дали понять, что этого не будет.
Против снижения акцизного налога на топливо категорически высказались как министр финансов Янис Рейрс, так и председатель Совета по фискальной дисциплине Инна Штейнбука. Оба чиновника дружно заявили, что снижение акцизного налога слишком дорого обойдется бюджету, а падение цен при этом будет незначительным. А раз так, то и говорить не о чем.
Иного ответа ждать и не стоило: около половины выручки за каждый проданный литр поступает в казну в виде налогов. Отказываться от сверхприбылей правительство ЛР не готово, несмотря на аховую ситуацию для конечного потребителя. Так что латвийцам, как обычно, остается рассчитывать только на себя.
Еще больше, чем цена на солярку, бензин и транспорт, людей пугают счета за коммуналку. С ростом цен на энергоресурсы эти платежи стали просто неподъемными. Типовая двухкомнатная квартира (около 50 кв.м.) в нынешний отопительный сезон обходится в 200-220 евро.
Правительство, вспомнив об осенних выборах, сподобилось помочь пенсионерам и объявило, что будет выплачивать им в течение четырех месяцев ежемесячное "отопительное" пособие в 20 евро. Но отопительный сезон в стране длится на три месяца дольше, и это временное пособие не решило проблем.
"Терпите! Это цена свободы", – торжественно провозглашают латвийские власти, и на голубом глазу врут, что совсем скоро страна сможет обходиться без российского газа и нефти. При этом все их планы, как говаривал незабвенный Михаил Булгаков, "космического масштаба и космической же глупости".
Деньги на ветер
Как это нынче модно в ЕС, планы касательно грядущей энергонезависимости государства озвучил не энергетик, а политик, который в теме "ни ухом, ни рылом" – министр обороны Артис Пабрикс.
Он заявил, что в Латвии надо срочно построить атомную электростанцию. А поскольку дело это затратное, Пабрикс предложил строить АЭС на паях с Эстонией, заверяя, что первый блок можно было бы запустить уже в 2028–2029 году.
Проблема в том, что эстонцев идея не привела в восторг. Это безумно дорого, специалистов (если не считать "Росатома") нет. И, наконец, как заявил председатель правления эстонской энергокомпании Eesti Energia Хандо Сутерса, это просто нецелесообразно, ведь в день все три балтийские страны вместе потребляют в три раза меньше энергии, чем одна Финляндия.
Но Латвия не сдается! Для обретения полной энергонезависимости от России был составлен план номер два: использование энергии солнца и ветра. Как заявил премьер Кариньш, "война на Украине дала огромный импульс для развития зеленой энергии" и, создавая ветропарки, Латвия в перспективе сможет запросто отказаться от российского газа. Когда? Ну, примерно, к 2027-2028 году…
Всего в реализацию этого грандиозного проекта Латвия планирует вложить миллиард евро. Курировать его поручено государственным предприятиям Latvenergo и Latvijas valsts meži. Правда, остаются вопросы. Где тот миллиард евро взять? Дадут ли Латвии международный кредит, учитывая, что внешний долг страны превысит в этом году 52% от ВВП, преодолев планку в 17 миллиардов евро. И главное – чем отапливаться до 2027 года? Буржуйками?
"Нет!" – отвечают власти и бодро рапортуют, что уже начали делать запасы газа на черный день. Под лозунгом "ни один латвийский цент не должен достаться России" правительство закупило сжиженный газ из Норвегии, США и Катара, который доставят к терминалу сжиженного газа в Клайпеде, а уже оттуда (ориентировочно в апреле-мае) закачают про запас в Инчукалнское газохранилище. После этого природного газа для нужд страны должно хватить… аж до конца года.
Цена грандиозной закупки (видимо, чтоб не травмировать и без того расшатанную психику латвийцев) держится в секрете. Также не афишируется, что дорогущий сжиженный газ надо еще возвращать в изначальную, то есть не сжиженную форму, что автоматом увеличивает его стоимость. Но это все ерунда. Главное, что в каждом кубометре такого газа "молекулы свободы".
Если все продолжится в том же духе, следующий отопительный сезон станет настоящей катастрофой, а латвийцы будут заняты решением непростой задачки – как бы вскипятить чайник на плите и при этом не обанкротиться.
Палка о двух концах
Ну а теперь – о бизнесе. Из-за санкционных запретов латвийские порты, логистические компании, автоперевозчики и Латвийская железная дорога лишились последних остатков транзита – как из России, так и в Россию. Это грозит закрытием ряда компаний, всплеском уровня безработицы и дополнительной нагрузкой на бюджет.
Пострадала торговля. Присоединившись к санкциям, Латвия в одночасье лишилась перспективных рынков сбыта, куда направляла 12% своего экспорта. На долю России приходилось 9% и еще по 1,5% приходилось на Белоруссию и Украину, торговать с которыми в нынешних реалиях стало невозможно.
Как сообщает Латвийское агентство инвестиций и развития, из-за санкций за финансовой помощью к нему уже обратились 135 латвийских предприятий, включая флагаманов латвийской фармацевтической отрасли АО Grindeks и АО Olainfarm. Последним двум особенно нелегко, так как Россия была для них важнейшим экспортным рынком, куда направлялось минимум 17% их продукции.
Очень плохо обстоят дела у строительных компаний, а также тех, кто так или иначе испытывает острую потребность в металле. Санкции против России и Белоруссии парализовали работу крупнейшего поставщика в регионе Severstal Distribution, который доставлял в Латвию около 80% необходимого ей металла. В итоге цены взлетели с 640 евро до трех тысяч евро за тонну, но металла все равно не достать.
Понимая всю серьезность ситуации, члены Совета по народному хозяйству уже обратились к правительству с просьбой помочь бизнесу не только рекомендациями, но и финансами, однако ответа так и не получили.
Из-за запрета полетов, виз, банковских карточек и прочих санкционных подножек можно ставить жирный крест на латвийском туристическом, гостиничном и ресторанном бизнесе, который традиционно был заточен под российских туристов. Это тоже приведет к череде банкротств и потерям для бюджета. Потрепанные пандемией COVID отрасли нового удара не переживут.
Способны и могут ли заменить россиян туристы из Европы? Сомнительно. Во-первых, нынешняя мэрия столицы отменила народные гуляния, которые ранее привлекали в Ригу иностранцев на Новый год, Лиго, День города и другие праздники. А, во-вторых, взвинтившие себя русофобией и паранойей европейцы вряд ли поедут на территорию, граничащую с Россией.
Сама себя высекла
Среди самых явных последствий санкций – взлетевшие цены в продуктовых магазинах. Картошка подорожала более, чем на 60%, мука и крупы – почти на 43%, макароны – на 21%. А бутылка подсолнечного масла емкостью 0,7 литра стоит уже под 4 евро. По оценкам Европейской ассоциации растительных масел Fediol, сырого подсолнечного масла в Европе хватит на 4–6 недель. А что будет после? Ведь Украина и Россия совместно обеспечивали около 80% мирового экспорта масла.
Обескураживает исчезновение с магазинных прилавков то одной, то другой позиции продуктов. Так было с солью и гречкой, потом они вновь появились, но неприятно поразили возросшей ценой. Непонятно, что будет с хлебом, учитывая, что 30% мирового экспорта пшеницы приходится на РФ и Украину.
Точно так же непонятно, что будет с латвийским сельским хозяйством. Удобрения, которые используются в ЕС, импортируются из России или производятся с использованием российского природного газа. Известно, что в Эстонии фермеры уже жалуются на перекрытые каналы, по которым они раньше закупали минеральные удобрения и корма для сельскохозяйственных животных российского производства.
А есть ведь еще такая тема как перепроизводство. Латвийские фермеры выражают серьезные опасения, что те продукты, которые аграрная Польша поставляла ранее на российский рынок, будут перенаправлены в прибалтийский регион. Тогда местные овощи-фрукты не выдержат конкуренции.
"Евросоюз должен компенсировать нам ущерб", – говорит Янис Эндзиньш, председатель Торгово-промышленной палаты Латвии. Но очень сомнительно, что у ЕС найдутся на эти компенсации лишние деньги. Ведь его странам-донорам вроде Германии и Франции самим теперь придется нелегко после того, как они обрубили взаимовыгодную торговлю с Россией (вспомнить немецкий автопром, вынужденный сократить на треть объем выпускаемой продукции).
В общем, прогнозы неутешительны в любой сфере, куда ни посмотри. Министерство финансов предрекает, что годовая инфляция может вырасти на 10% в течение ближайших месяцев, а страна столкнется с замедлением экономики.
Но если пробежаться по заголовкам латвийской прессы, то видно, что она бодрится и старается выдерживать героический тон. "Не будь Латвия страной НАТО, нас бы тоже бомбили", "Увеличилось число желающих вступить в Земессардзе", "Латвия должна действовать хладнокровно: президент Левитс призвал общество не поддаваться российскому "оружию стресса".
Никто не хочет писать об экономике. Все хотят писать о том, как замечательно принимать украинских беженцев, и мечтать, как изменится власть в России. И это понятно.
Ведь если убрать эмоции и оставить факты, то придется признать очевидное: Европа, словно гоголевская унтер-офицерская вдова, сама себя высекла. Как ей выдержать бремя собственных санкций – большой вопрос. Выносили их быстро, громко, коллективно, тогда как разгребать последствия каждой стране-участнице ЕС теперь придется долго, тихо и поодиночке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.