Управлять Америкой будет Прибалтика – если победит Байден

© REUTERS / Mike Segar

Тема: Выборы президента США – 2020

Главное "внутриполитическое" событие в странах Балтии в 2020 году – это выборы президента США. Оставит Вашингтон прибалтов наедине с самими собой или будет слушаться их в российском вопросе, зависит от того, кто станет хозяином Белого дома 3 ноября.

Главное "внутриполитическое" событие в странах Балтии в 2020 году – это выборы президента США, которые пройдут 3 ноября. Октябрьская перетасовка литовского Сейма или возвращение Рижской думы латышским партиям после ее десятилетнего контроля "русским мэром" – лишь косметический ремонт, свежие декорации политического пространства.

Наполняют содержанием это пространство не в Риге и не в Вильнюсе. Итоговая сумма от перемены политических слагаемых на местах не меняется. А слагаются прибалтийские руководители под настроения в овальном кабинете Белого дома. Слагаются под политическими вихрями, дующими с Капитолийского холма Вашингтона. Аппаратная гибкость – неплохое качество.

Америка управляет Прибалтикой? Нет, все наоборот

Полагать, что прибалтийские политики ничего не решают сами – ошибка. Ограничивать их должностные обязанности выполнением методичек посольства США – вредное и грубое упрощение. Таким упрощением повально грешат российские политологи, берущие на себя задачу дать оценку отдельным действиям правящего класса балтийских стран.

В отношениях с Россией политика стран Балтии субъектна. Более того, она проактивна.

В 2010 году не Барак Обама, а Литва наложила вето на соглашение по безвизовому режиму между Россией и Евросоюзом. Трудно поверить, но десять лет назад этот вопрос стоял на повестке дня.

Резолюцию о прекращении стратегического партнерства ЕС с Россией от 2015 года готовил не покойный американский сенатор Джон Маккейн, а литовский евродепутат Габриэлюс Ландсбергис. "План Маршалла" для Украины придумали не на Пенсильвания-авеню, его придумали в Вильнюсе. Европейский проект "Восточного партнерства" по развитию связей ЕС с постсоветскими странами был превращен в оружие геополитического противостояния при активном участии прибалтов – американцев там не было.

И пока Конгресс США спорил, этично ли дать Украине оборонительное оружие, Литва снабжала постмайданную киевскую власть боеприпасами.

Прибалты комплектовали всевозможные списки персональных антироссийских санкций. Прибалты выступили авангардистами свежих ограничительных мер по отношению к официальному Минску. Прибалты смогли отметиться в каждом антироссийском движе на территории бывшего СССР: война в Чечне, агрессия Грузии против Южной Осетии, Киевский майдан, белорусские протесты.

Размещение ротационной группировки НАТО в Литве, Латвии и Эстонии тоже выпросили сами прибалты. Просили, правда, долго.

Демонический образ: малые балтийские страны рулят большой политикой. Тогда при чем здесь США?

Конструкция композитная: Соединенные Штаты как главный союзник официальных Риги, Вильнюса, Таллина (что зафиксировано в концептуальных документах стран Балтии) санкционируют эту прибалтийскую активность.

Политические начальники стран Балтии продают Западу свое "экспертное знание" по вопросу "правильных" отношений с Россией. Вашингтон покупает их услуги. Оплачивает эту внешнеполитическую дискотеку. Платит не долларами, но всесторонней поддержкой, теоретическими гарантиями безопасности.

Усомниться качеством прибалтийских услуг, подвергнуть критической оценке "экспертность" стран Балтии в российском вопросе – до этого западный политикум еще не дозрел. Переоценка роли Латвии, Литвы и Эстонии в подрыве архитектуры безопасности в Восточной Европе, в деградации отношений западных столиц с Москвой произойдет лишь после качественного изменения этих отношений.

А пока балтийский хвост виляет большой американской собакой в ее неуклюжей, косолапой политике на российском направлении.

Байден – это Ельцин, Трамп – Горбачев

Подобно назойливому оператору колл-центра, шерстящему по "теплым звонкам", прибалтийские политики продолжают отправлять за океан рекламу о своем пакетном предложении по работе с Россией. Будет ли продлена подписка на их услуги, будет ли эта подписка расширена – напрямую зависит от результатов выборов президента США.

Кто станет потенциальным покупателем – Дональд Трамп или Джо Байден – определят результаты голосования 3 ноября. Сценария два. Спрос на прибалтийское посредничество в отношениях Вашингтона с Москвой при каждом из этих сценариев отличается радикально.

Трампу не нужны страны Балтии. Не нужны настолько, что он без зазрения совести путает их с Балканами. Не интересна Трампу и Восточная Европа. Дональд Трамп изоляционист – America First. Главные проблемы для него – проблемы в самих Соединенных Штатах.

Конечно, для успешной внутренней политики нужен внешний враг. Но и тут сорок пятый президент США обходит стороной Россию. Во внешние враги Трамп определил Китай. За годы президентства Дональда Трампа антикитайские настроения среди американцев многократно выросли.

Подвинутая "китайской угрозой" российская тема еще не исчезла из внутренней политики США. Но на начальном этапе каденции Трампа она доминировала: вмешательство "кремлевских хакеров" в избирательный процесс, связи агента Дональда с Москвой и прочие байки...

Этот новый маккартизм взращивали противники американского президента. Силы, которые сегодня ориентируются на Байдена. В случае победы последнего их одержимость Россией будет развернута на полную катушку во внешней политике США. Операторы антироссийских инициатив из Прибалтики найдут где разгуляться.

Прибалтийское измерение выборов президента США можно загнать в знакомую для русского читателя схему позднесоветской номенклатурной борьбы "Ельцин – Горбачев".

Байден – это Ельцин. Политик, делающий в своей аппаратной борьбе ставку на "нацменов". Радетель за положение "национальных окраин" американской империи. Демократ.

В 2016 году Байден едет в прибалтийское турне успокаивать местную публику после слов Дональда Трампа о НАТО – Трамп заявил, что альянс будет готов прийти на помощь только к своим платежеспособным членам.

Кандидат в президенты США от "партии слонов" – другой. Подобно Горбачеву, Трамп делает ставку на "старые кадры", республиканскую номенклатуру. На "политических ковбоев", заявляющих в адрес его оппонента: "Джо, ты не прав!".

Опора Трампа – традиция. Его избиратель – "глубинный американский народ", который хотел бы сохранить свой привычный жизненный уклад.

Политический ширпотреб made in Pribaltika. Байден готов покупать

На закате СССР прибалтийские нацмены поддержали Ельцина. Сегодняшние правящие стран Балтии поддерживают Байдена. Президент-демократ для них – возможность увеличить собственный вес на международной арене, сильнее закрепиться в статусе "экспертов по отношениям с Россией", получить персональные бонусы в виде новых карьерных перспектив.

Джо Байден – носитель известных, канонических традиций Демпартии США вроде гуманитарных бомбардировок "неправильных" стран в борьбе за права человека. Экспорт "американских ценностей" во внешний мир – это про Байдена.

Джо Байден даст ход теории главного идеолога советско-американского противостояния Збигнева Бжезинского, который настаивал на окончательном отрыве Украины и Белоруссии от Москвы, ослаблении России, сдерживании, разрыве ее связей с постсоветскими странами, изоляции.

Латвия, Литва и Эстония будут играть в реализации этих задач ключевую роль. Учить принципам западной демократической жизни бывшие страны СССР, работать с российской оппозицией. Прибалтийские политические начальники это умеют, они этого хотят.

Хотят прибалты поучаствовать и в укреплении трансатлантических связей, о которых рассказывает Байден. За этой дипломатической формулировкой скрывается банальная вещь – усиление зависимости Европы от Соединенных Штатов.

Как этого добиться, прибалтийские внешнеполитические прожектеры говорили не раз: чем больше в Европе будет Америки, тем меньше там будет России.

Латвия, Литва и Эстония намерены тянуть в Европу США. При Байдене это движение будет встречным: кандидат в президенты от Демпартии тянуться готов. А прибалты готовы им манипулировать, продавая Вашингтону свой "образ действия" в российском вопросе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.