Латвийское правительство возлагает всю ответственность за обеспечение безопасности в стране на натовских солдат. Но каким будет план действий, если альянс ослабнет или развалится, задался вопросом глава Латвийской торгово-промышленной палаты (ЛТПП) Айгарс Ростовскис. В эфире телеканала RigaTV24 он поделился своими мыслями на этот счет. Они не внушают оптимизма, но заставляют задуматься.
Ростовскис поддерживает членство Латвии в НАТО, но в постоянно меняющихся условиях нельзя со стопроцентной уверенностью сказать о стойкости и нерушимости альянса в будущем, а также о готовности натовцев обеспечивать безопасность региона. И если альянс все-таки подведет, у Латвии нет альтернативы. Более того, в Европе в принципе нет системы коллективной безопасности. Альянс держится в большой степени за счет США. Но какова вероятность того, что в будущем они останутся у руля и продолжат вкладывать средства в союзников?
"Латвия является членом НАТО, и это очень хорошо, поскольку мы имеем коллективную безопасность. Но, как мы знаем, в истории все резко меняется. И у меня один вопрос – что мы будем делать, есть ли у нас план "Б", если НАТО рухнет? Не знаю, выберут в США через четыре, десять, пятнадцать лет президента, который скажет – все, НАТО больше не будет. Есть ли у нас план "Б"? В Европе тоже нет никаких формирований, готовых с кем-то бороться", – отмечает Ростовскис.
Скрытые угрозы для НАТО
Сомнения, действительно, имеются – и притом большие. Показательно в этом случае падение доверия к НАТО в условиях пандемии коронавируса. Альянс заметно снизил активность, союзники не демонстрировали сплоченности перед лицом новой угрозы, игнорировали необходимые меры безопасности, каждый действовал по принципу "сам за себя".
Страны альянса начали ускоренными темпами перебрасывать своих военнослужащих на родину из-за распространения инфекции, отменился или досрочно завершился ряд предполагаемых учебных маневров. Например, Франция вывела своих военнослужащих из Ирака, министр обороны США Марк Эспер блокировал выезд американских солдат за рубеж. Запомнился и жест американского президента Дональда Трампа, когда он принял в одностороннем порядке решение о закрытии границ США во избежание распространения вируса.
Кроме того, нарастают противоречия внутри альянса, и это невозможно скрыть. У каждой из членов альянса существует своя угроза. Для стран Балтии и Польши – излюбленный миф о российской угрозе, для Турции это курды, для Евросоюза – мигранты, для Греции и Кипра даже есть противник внутри самого альянса – Турция. Недавний конфликт из-за углеродных месторождений в Средиземноморье вновь обострил тлеющий конфликт между этими странами.
Возникает логичный вопрос, готовы ли будут солдаты НАТО воевать за интересы чужой им страны. Ответ на него прост – скорее всего, нет. По данным исследования социологического института Pew, 60% американцев выразили готовность защищать партнеров по НАТО в случае возникновения угрозы, например, со стороны России. В Германии те же 60% выразили нежелание оказывать военную помощь союзникам, если будет такая необходимость. Логично предположить, что так как немцы думает и большая часть европейцев. Кстати, по данным опроса 2019 г. социологической службы Pew Research, положительную оценку деятельности НАТО дала только Польша, и то после пандемии поляки засомневались в альянсе.
Дрова в огонь подкидывает и Дональд Трамп. Его лозунг "Америка превыше всего" всем хорошо известен, и политика американского лидера строится по этому принципу. Отношение Трампа к членству США в международных организациях можно определить по решению в отношении Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – он просто приостановил финансирование в разгар пандемии, несмотря на всю критику в свой адрес. Аналогичное мнение Трамп высказывал и в отношении НАТО, называя альянс устаревшей организацией и неоднократно критиковал европейские страны за невыполнение плана по выделению 2% ВВП на нужды обороны.
Деньги сильнее танков
НАТО действительно обходится недешево, особенно для Латвии, которая тратит на оборону больше других стран ЕС в процентах ВВП, около 2,1%. Из этого следует логичный вывод – безопасность Латвии обеспечивают деньги. Ростовскис справедливо отмечает, что военная техника не дает такую силу, какую дают деньги. Именно поэтому Латвии следует задуматься о привлечении инвестиций и создать для этого благоприятные условия. Это поможет обезопаситься, ведь никто не захочет дестабилизировать регион, в котором крутятся свои же деньги.
"Одной из концепций, в том числе маленьких государств, является привлечение активных инвестиций. Потому что, по большому счету, в современно мире то же самое военное противостояние происходит из-за денег, или ресурсов. Если бы в Латвии были огромные инвестиции из США, Китая и других больших стран, из той же России, никто не хотел бы ее как-то тревожить – свои деньги надо оберегать. И здесь вопрос – как мы строим свою систему безопасности".