Признаюсь, еще до недавнего времени мне казалось, что нас, ветеранов латвийской журналистики, уже вряд ли чем-то можно сильно удивить. Много видели-слышали, обо всем писали…
В свое время мне (автор Алла Березовская – прим. Baltnews), к примеру, не раз приходилось писать и на различные криминальные темы, общаться со следователями, прокурорами, адвокатами. Бывать в тюрьмах, карцерах, осматривать условия содержания заключенных, изучать их уголовные дела и находить в них подтверждения как вины, так и невиновности подсудимых. Всяко бывало, в том числе, сталкивалась я и со случаями халатности при ведении следствия или явной некомпетентности сотрудников правоохранительных органов. Поверьте – удивляться приходилось и в те времена довольно часто!
К тому же я и сама родилась в семье репрессированных в сталинские годы. Моего отца, тоже журналиста, осудили по доносу в 1937 году по "антисоветской" статье. Так что про те печально известные годы многое знала уже с детства…
Но тот невероятный правовой беспредел, который мы наблюдаем в наши дни в отношении некоторых возмутителей спокойствия, в частности, русских журналистов, осмелившихся критиковать действия правящих латвийских властей, даже у меня взывает ступор. Вы, наверное, уже догадались, что я имею в виду уголовные дела, возбужденные против моего коллеги Юрия Алексеева.
Последние два года один из самых ярких и известных русских публицистов Латвии, своим резким сатирическим пером заслуживший немилость правящих властей, подвергается целенаправленному жесткому прессингу со стороны местных спецслужб.
Сегодня Алексеев под угрозой тюремного заключения не имеет права публиковаться на созданном им интернет-портале для дискуссий – IMHOclub, что вполне можно расценить как запрет на журналистскую деятельность.
В связи с возбужденными против него явно надуманными уголовными делами по разным статьям УК Латвии, в том числе, так называемым полушпионским, Юрий уже более двух лет находится под подпиской о невыезде, более года – под полицейским надзором.
Алексеев наравне с грабителями и наркодилерами три раза в неделю ездит отмечаться в полицейском участке в восьми километрах от дома, кроме того, он обязан находиться по месту прописки с 23.00 до 6 часов утра. За соблюдением "ночного домашнего ареста" бдят стражи порядка в погонах, периодически навещая в час-два ночи опального журналиста с проверками…
Путь журналиста
Если кто не в курсе, напомню – в латвийскую журналистику Юрий Алексеев, инженер-радиотехник по специальности, пришел в 1992 году, подключившись к изданию первой деловой газеты в странах Балтии – "Бизнес&Балтия", став позже ее директором, а потом главным редактором. В скором времени газета стала популярным деловым и общественно-политическим изданием, членом Ассоциации деловой прессы Европы EBP (European Business Press) наряду с Financial Times, The Economist, The Wall Street Journal Europe, La Tribune, Dagens Industri.
Но наибольшую популярность в Латвии и за ее пределами Юрий Алексеев приобрел, благодаря другому своему проекту – созданному им в 2011 году дискуссионному интернет-порталу IMHOclub, неизменным председателем которого он был на протяжении восьми лет – вплоть до декабря 2018 года.
За эти годы на "территории особых мнений", как позиционировало себя интернет-издание, были опубликованы десять тысяч полемических статей, выражающих точки зрения представителей самых разных политических направлений.
IMHOclub объединил вокруг себя около 700 авторов и серьезную читательскую аудиторию. По признанию многих, наиболее полемические и яркие публикации принадлежали перу самого Алексеева, неизменно собирая большое число откликов и перепубликаций на других интернет-ресурсах, в том числе и зарубежных.
Да, политические статьи и реплики, принадлежащие авторству Алексеева, почти всегда отличались особой резкостью, иногда, возможно, даже чрезмерной. Мало кто еще из нашей пишущей в Латвии братии умеет так зло и прицельно высмеять местных доморощенных политиков, провальных министров и прочих идеологов, смотрящих в рот заморским начальникам.
Не каждый рисковал выступать в СМИ вразрез с линией правящих властей во внешнеполитической сфере, поддерживая, например, борьбу народа Донбасса, или высмеивать размещенные в Латвии натовские войска, как это порой делал Алексеев. Несомненно, острые полемические публикации русского журналиста вызывали у власть предержащих желание заткнуть ему рот. Допускаю, что именно эта команда в конце концов и последовала.
А далее в ход пошли старые "добрые" методы "кровавой гэбни", как сказали бы нынешние либералы, а именно – подброшенные в квартиру журналиста патроны неизвестного происхождения, неоднократные обыски, подделанные гнусные комментарии в соцсетях, написанные якобы от его имени. У журналиста во время нескольких обысков в квартире в 2017–2018 годах трижды изымалась вся его оргтехника, необходимая ему для работы, – компьютеры, жесткие диски с архивами, флешки, телефоны, диктофоны.
Дело Алексеева
Но Алексеев все не унимался, продолжая заниматься своим профессиональным делом – изобличать, писать, высмеивать. Несколько раз объектом его едкой сатиры были и исполнители этого театра абсурда – следователи из Полиции безопасности (ныне Служба госбезопасности – прим. Baltnews), которые вели его дело, и их начальство, санкционировавшее все это. И, судя по всему, мой беспокойный коллега именно этим не на шутку их рассердил.
После чего его жизнь с их подачи начала превращаться в сплошной кошмар.
Алексееву 25 ноября 2018 году "навесили" еще три статьи УК – "тяжелые", и он превратился в подозреваемого в антигосударственной деятельности, да еще в составе организованной группы (ст. 80, ч. 2) – наказание до 15 лет лишения свободы.
А по второй, "полушпионской", статье – 81.1 его хотят обвинить в помощи иностранному государству в деятельности, направленной против Латвии. Плюс статья 74 – "оправдание преступлений против человечности, совершенных СССР в годы Второй мировой войны".
Накануне своего 60-летия – 23 ноября 2018 года – журналист был жестко задержан "охранкой" в своей квартире и помещен на двое суток в следственный изолятор, затем – выпущен по решению следственного судьи. Но следователь по своему усмотрению определил ему полный комплект мер ограничения.
Помимо невыезда, строгого полицейского надзора, оппозиционному журналисту еще было запрещено редактировать, писать статьи или комментарии на его портале IMHOclub. Мера для журналиста, конечно, изощренная, издевательская и беспрецедентная, аналогичная запрету на профессию. Это все равно, как художнику запретить создавать свои картины и даже близко подходить к мольберту… Каменный век какой-то, честное слово.
Но и это руководству главной полицейской службы страны, стоящей на страже ее безопасности, показалось мало. Без объяснения причин Citadele Banka, добросовестным клиентом которого Юрий Алексеев был более 25 лет еще со времен Parex Banka, аннулировал его расчетный банковский счет.
Причин не объяснили, но намекнули, что действуют "не по своей воле". Естественно, клиенту тут же фактически были перекрыты пути в любые другие финансовые учреждения на территории Латвии. А за ее пределы – выезд запрещен. Занавес!
Еще без вины виноватого человека лишили возможности получать гонорары за свои статьи, оплачивать стоянку на парковке, делать покупки в Интернете, платить за этот самый интернет и телефон, оплачивать налоги и коммунальные услуги…
Но вот год прошел. Журналист выжил, духом не пал. Более того, был готов ответить на все вопросы следователя, если таковые у него возникнут. Процесс-то против него возбужден и идет. Так вот – за минувший с 25 ноября 2018 год год с хвостиком (14 месяцев) Алексеева по данному уголовному делу ни разу не вызвали ни на одно следственное действие – ни на допрос, ни на беседу, ни на очную ставку.
Выезд запрещен
В соответствии с законом по прошествии года Юрий написал заявление в невзлюбившую его Службу госбезопасности Латвии с просьбой отменить ему "подписку о невыезде". Ответа пришлось ждать два месяца. Итог – просьба Алексеева отклонена в полном объеме. Мотивация и формулировки данного решения повергли в шок даже нас, как я уже писала – много повидавших и почитавших.
Во-первых, недоумение вызвала вольная трактовка 81-й статьи УК. Уголовный процесс, как пишет следователь, был начат "за действия, совершенные в группе под прикрытием юридического лица, основанного для реализации проекта IMHOclub, которые, возможно, совершались намеренно с целью помочь Российской Федерации угрожать Латвийской Республике и ее безопасности способами, непредусмотренными Конституцией ЛР".
Кто-то может внятно мне объяснить, каким образом официально созданная девять лет назад, открытая для всех желающих дискуссионная интернет-площадка может угрожать Латвийской Республике и ее безопасности, да еще "непредусмотренными Конституцией способом"?
Кстати, неплохо бы просветить народ и по поводу "предусмотренных" угроз? Как они хотя бы выглядят? Надо ж знать, чтобы ненароком не перепутать!
В ответе говорится и о нарушении меры пресечения Алексеевым, в связи с чем 30 ноября 2018 года ее дополнили полицейским надзором. Вот как сам фигурант пояснил мне, где тут "собака порылась":
"Мне было запрещено общение с двумя моими коллегами по порталу, которые занимались его модерацией, о чем я был уведомлен следователем и под чем поставил свою подпись 25 ноября 2018 года – при получении подписки о невыезде. Но тогда я не знал, что по делу в качестве свидетеля проходит еще один мой знакомый – программист. Фамилии его в "черном списке" следователя не было. Мой приятель тоже не знал о существовании такого запрета, поэтому с чистой совестью пришел 29 ноября ко мне в гости поздравить меня с 60-летием... Вот за это я теперь и наматываю три раза в неделю по 16 км в день, и по ночам безвылазно сижу у себя под домашним арестом".
Наверное, можно было оспорить адекватность и справедливость столь строгих ограничений свободы – ну, не в убийстве же его подозревают, в самом деле! Но только что выйдя из тюремных застенков, Юрий совсем не горел желанием туда вернуться. И понять его по-человечески можно. Пришлось согласиться с существенными неудобствами в надежде, что уж потом прокуратура или на крайний случай – суд во всем разберется.
Да вот только инкриминируемые ему "тяжелые" статьи позволяют следователю вести предварительный уголовный процесс в течение 22 месяцев, на протяжении которых мера пресечения может и не изменяться. Все зависит от доброй или злой воли следователя. А он не оставляет своему "клиенту" на этот счет никаких иллюзий.
"… во время досудебного расследования, – пишет работник органов безопасности, – было зафиксировано, что Алексеев продолжает с нигилизмом относиться к ограничениям, наложенным в рамках уголовного процесса и нарушает примененные к нему меры пресечения, таким образом противодействуя досудебному уголовному процессу. Конкретно это выражается в нарушении полицейского контроля и запрета на ведение определенного вида деятельности".
Нигилизм как причина отказа в снятии подписки о невыезде – это, конечно, мощный юридический козырь. В XII веке нигилистов вообще анафеме предавали.
А скромно упомянутый запрет на ведение "определенного вида деятельности" – это ведь не что иное, как обвинение журналиста в том, что он продолжал писать критические статьи. Да, не на своем портале – там Юрий Алексеев не появился за этот год ни разу, как ни болезненно это было для него. Но его авторские колонки, статьи и комментарии изредка появлялись в других СМИ и в соцсетях. И да, конечно, без нигилизма там тоже не обошлось. Но Конституцией Латвии и ее Уголовным кодексом это пока преступлением не считается – во славу свободы слова!
Но для кого и свобода, а для непокорного председателя IMHOclub – подписка о невыезде из страны остается в силе.
По мнению следователя, стремление журналиста вырваться за пределы родины, "оставить за собой право без ведома инициатора процесса выезжать из страны расценивается как попытка противодействия достижению цели уголовного процесса, желание помешать ходу досудебного уголовного процесса, и, выезжая из страны без уважительных причин, Алексеев в действительности хочет уклониться от этого процесса или совершить новые преступления, по характеру аналогичные тем, в которых от подозревается".
Не пойму я, правда, как можно противодействовать уголовному процессу, которого фактически нет? Ну как, если в течение года человека ни разу не вызвали? Зато сделали все, чтобы отравить ему жизнь в моральном и бытовом плане. Какую угрозу безопасности Латвии может представлять алексеевский портал для дискуссий в интернете, если за девять лет его существования ни к одному спичу на его площадке не было никаких претензий со стороны правоохранительных органов?
Ждет ответа и второе заявление журналиста, в котором он просит следователя снять с него полицейский надзор. И, конечно, Алексеев готовит и третье письмо – о снятии запрета на право публиковать статьи на своем портале. В случае отказа, что, судя по всему, вполне вероятно, будет обращаться в прокуратуру.
Заявление комиссару ОБСЕ по делам СМИ в защиту коллеги, оппозиционного журналиста Латвии, готовит и Международная ассоциация независимых журналистов и блогеров – Медиа альянс русских сообществ – (МАРС), в которой Алексеев также состоит.
Впрочем, у меня есть и своя, чисто интуитивная версия. Я думаю, с Юрием просто кто-то банально сводит личные счеты, он ведь не раз в своих публикациях и репликах весьма нелицеприятно высказывался в адрес не в меру ретивых местных службистов, невзирая на звания и должности. Вот и дал кто-то из них команду душить Алексеева по всем фронтам, а те и рады стараться.
Ну, не могут же люди с юридическим образованием, даже начальным, на полном серьезе обвинять журналиста в угрозе безопасности Латвии, да еще непредусмотренным в Конституции способом. Месть это, мелкое сведение счетов с использованием служебного положения. Странно только будет, если прокурор и судьи этого не заметят. Впрочем, теперь нас уже действительно ничем не удивишь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.