Россия продолжает поднимать тему притеснения русскоязычных жителей в Прибалтике. На днях эта тема в очередной раз была поднята министром иностранных дел России Сергеем Лавровым на пресс-конференции с генсеком ОБСЕ Хельгой Шмидт, но безуспешно.
Организация попросту не хочет признавать наличие такой проблемы. Так, ОБСЕ фактически становится соучастницей преступлений, которые совершаются странами Балтии.
Прибалтийские государства – эпицентр русофобии
Международное давление на Россию и недостаточная активность Москвы в сфере гуманитарной политики могут обернуться печальными последствиями для русского языка и его носителей за рубежом. Особенно ярко дискриминация русскоязычного населения прослеживается в странах Балтии.
С годами русофобская политика прибалтийских стран становится все более жестокой. Как отмечается в докладе RuBaltic.Ru от декабря 2020 года, главной жертвой дискриминации в прибалтийском регионе являются славянские национальные меньшинства. Изымаются из оборота их языки. Детям из славянских семей запрещают учиться на родных языках. Закрывают их школы.
Так, 8 июня премьер-министр Эстонии Кая Каллас поручила Министерству образования и науки Эстонии к 2035 году перевести все школы на государственный язык, что означает полную ликвидацию преподавания на русском языке. При этом нужно помнить, что русские – крупнейшее нацменьшинство Эстонии.
В русских школах республики учатся свыше 20% всех учащихся средних общеобразовательных заведений страны. Преподавание в них ведется по системе "60 на 40", в соответствии с которой предметы на русском языке могут составлять не более 40% от общего количества дисциплин.
В Литве, в свою очередь, активно запрещаются русскоязычные СМИ. В частности, еще в июле 2020 года власти ввели запрет на вещание семи телеканалов Russia Today.
Это решение получило поддержку тогдашнего министра иностранных дел Линаса Линкявичюса, заявившего, что "Литва еще семь лет назад стала применять ограничения в отношении российских СМИ". Создается впечатление, что литовские власти гордятся подобной дискриминационной политикой.
Латвия борется с наследием "советской оккупации"
В настоящее время самая печальная ситуация наблюдается в Латвии. Президент Латвии Эгилс Левитс обратился к депутатам Сейма с призывом устранить последствия "советской оккупации". По его словам, одним из таких последствий является дискриминация латышей на рынке труда.
В Латвии проживает около 35% русскоязычных, однако власти республики признают государственным языком только латышский и всячески притесняют интересы нацменьшинств.
В этом же году Комитет министров Совета Европы потребовал от властей Латвии бороться с ксенофобией в стране и смягчить ограничения на использование языков нацменьшинств в сфере образования.
Комитет констатирует, что "все более строгие требования к знанию латышского языка" применяются в Латвии практически ко всем профессиям. Даже от руководства некоммерческих организаций требуют знание языка на самом высоком уровне.
Власти Латвии сразу дали понять, что исполнять рекомендации от Комитета министров не будут. "Я думаю, что правительство не намеренно менять нашу политику. Наша страна открыта для всех национальностей и этнических групп. Но основой нашей страны останется использование нашего языка и развитие нашей культуры", – заявил премьер-министр Кришьянис Кариньш.
Таким образом, правительство Латвии всячески способствует дискриминации русскоязычного населения в стране, несмотря на то, что оно составляет крупный процент от общего населения – на июнь 2021 года русских в Латвии насчитывается до 36,1%, а латышей – до 47,2%.
Совет Европы не указ для Латвии
На подобные действия Прибалтики и, в частности, правительства Латвии регулярно реагируют российские власти. Еще в феврале этого года Сергей Лавров призвал Совет Европы не оставлять без должной реакции систематическую дискриминацию русскоязычного населения не только на Украине, но и в Прибалтике.
"Организация, возникшая на руинах Второй мировой войны, не должна равнодушно взирать на проявления исторического ревизионизма и возвеличивание пособников нацистов", – подчеркнул глава МИД. Прежде всего, это заявление относилось к Латвии, однако там не обратили особого внимания к словам Лаврова.
Совет Европы опубликовал в марте 2021 года резолюцию, в которой рекомендовал Латвии "обеспечить непрерывный доступ к преподаванию и обучению на языках национальных меньшинств по всей стране с расчетом на удовлетворение имеющегося спроса".
Кроме того, в документе содержится призыв к Риге пересмотреть требования к уровню владения госязыком при найме на работу. Впрочем, должного эффекта эта резолюция так и не возымела.
ОБСЕ становится соучастницей преступлений
26 июня этого года на встрече с верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кайратом Абдрахмановым Сергей Лавров в очередной раз поднял вопрос об ухудшающемся положении русскоязычного населения в Прибалтике.
Он также отметил, что латвийские и эстонские власти используют любые средства для подавления русскоязычной диаспоры и преследуют граждан России по политическим мотивам. Тот факт, что МИД России приходится так часто заявлять об этой проблеме, говорит об ее полном игнорировании со стороны ОБСЕ.
В частности, генеральный секретарь ОБСЕ Хельга Шмид отказалась защитить русскоязычных журналистов в Латвии. Во время пресс-конференции по итогам переговоров с главой МИД России Сергеем Лавровым она завила, что в балтийской республике вещает более 400 телеканалов, из которых около 40 ведут трансляции на русском языке, "поэтому о дискриминации речи не идет". Откуда были взяты эти цифры, остается неясным.
Важно то, что ОБСЕ, участницей которого является в том числе и Россия, фактически закрывает глаза на очевидную дискриминацию, потакая прибалтийским политикам.
Так, шеф-редактор Baltnews Андрей Стариков заявил, что международные организации ОБСЕ и ООН не хотят заниматься проблемой преследования журналистов в Восточной Европе.
"Эта позиция нам показывает, что ОБСЕ по сути своей становится соучастницей тех, на мой взгляд, пока еще просто не осужденных преступлений, которые совершает латвийское государство по отношению к своим же гражданам или негражданам, преследуя их неправомерно, используя правовую казуистику, подтягивает тему санкций, чтобы найти формальное обоснование для цензуры. А именно цензура – это то, что мы видим в Латвии", – подчеркнул Андрей Стариков.
Таким образом, международные организации стараются на замечать проблему дискриминации русскоязычных в Прибалтике, о которой так часто напоминают им МИД России, в частности, Сергей Лавров, журналисты и эксперты.
Впрочем, на примере Совета Европы можно также сделать вывод о том, что некоторые такие организации обладают крайне слабым влиянием на национальные правительства и фактически бессильны перед преступлениями прибалтийских политиков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.