В наши дни лиц без гражданства можно встретить то тут, то там: Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Бруней, Непал… Но в этом незавидном списке пальму первенства уверенно держат страны Балтии, поставившие на поток статус негражданина. Интересно, а в какой компании находятся Латвия и Эстония при взгляде на исторические аналоги института негражданства? Какие похожие примеры серых паспортов знает история? Что мотивировало правителей разных эпох вводить эту полумеру и что в итоге из этого вышло? И самое главное: какие уроки прошлого следует вынести балтийскому истеблишменту?
Древний Рим
Вместо того, чтобы лишать население завоеванных территорий (так называемых дедитиций – прим. Baltnews.lv) всяких прав, римляне придумали сложную и многоступенчатую структуру общества. Рим не предпринимал попыток культурной или языковой ассимиляции племен и сохранял за ними возможность самоуправления; считалось, что побежденные народы – это полные ненависти и жажды реванша потенциальные враги, поэтому им была предоставлена некоторая часть прав – так сказать, утешительный приз проигравшим. С точки зрения правоспособности, древнеримских граждан можно разделять на две большие группы: граждане полного права (римляне по крови) и граждане ограниченного права (римляне по месту рождения).
Ограниченное гражданство Древнего Рима – самый близкий прототип прибалтийского института неграждан. Оно лишало население права голосовать, избираться и участвовать в политической жизни, занимать государственные должности, служить в легионах, при этом обязанность уплаты налогов оставалась. Чтобы получить римское гражданство, вольноотпущенник должен был доказать свою пользу государству: снабжать римские корабли, печь хлеб для римских солдат, следить за послушанием других рабов. Но путь натурализации был тернист: желающему стать частью Римского государства необходимо было получить общественное одобрение, выплатить дополнительную дань патрону, обзавестись семейством. Тем не менее, новоявленные граждане не обладали завещательным правом – а значит, все их с трудом нажитое имущество и бизнес переходили хозяину, а не детям. Линия преемственности прерывалась, и бывшие неграждане были обречены на нищее существование. Поэтому о дедитициях говорили: "Они живут как свободные люди, а умирают как рабы".
В итоге вскоре после отказа сената на требование дедитиций предоставить полное римское гражданство жителям колониальной Италики началась Союзническая война – братоубийственный гражданский конфликт, который в конечном счете привел к ослаблению позиций Рима в Италии, так как под напором военных действий римляне все-таки были вынуждены даровать гражданство большинству италиков и, таким образом, дать им политическую волю и включить их в управление государством. Как итог – победа римских неграждан, ассимиляция римлян италиками и образование новой, итальянской народности.
Древняя Греция
В древнегреческой Аттике была введено понятие метэков – неполноправная категория жителей, в которую входили иностранцы и отпущенные на волю рабы. С одной стороны, они были лично свободны, но с другой – не обладали никакими привилегиями и правами: не могли занимать общественных и политических постов, голосовать, владеть землей и имуществом. То есть мы видим, что от прав метэков было лишь одно название, зато за ними числилась целая плеяда обязанностей: уплата повышенного налога, пошлина за возможность торговать на рынке, привлечение к грязной работе. Механизмов натурализации не существовало; наивысшая привилегия, которой мог достичь метэк, состояла в освобождении от уплаты дополнительных взносов. А македонскому царю Филиппу II приписывают слова: "Римляне сильнее нас, потому что дали гражданство даже рабам".
Первая французская республикаСтрана с непредсказуемым прошлым: латыши забывают героические страницы своей истории
Принятие едва ли не самого важного документа Франции "Декларация прав человека и гражданина", провозглашение знаменитого лозунга "Свобода, равенство, братство", свержение монархии – пожалуй, что еще могло в то время обещать долгожданное полноправие и гуманизм? К сожалению, первые всплески французской революции оказались хорошо замаскированным фасадом.
Дело в том, что всего лишь спустя пять дней после принятия Декларации был одобрен закон, делящий всех граждан по имущественному цензу на две категории: активные (полноправные) и пассивные (неграждане). Неграждан эпохи Первой республики лишали политической воли и права голоса. Такой подход носил прагматичный характер: он позволил буржуазии дольше продержаться у власти, не допуская неугодных избирателей на выборы.
США
На протяжении всей истории гражданство ограничивали по двум мотивам – политическому и расовому. Даже после упразднения рабства в США не торопились наделять гражданством отпущенных рабов вплоть до 1960-х годов, а для участия в выборах необходимо было соответствовать многочисленным, хитроумно продуманным цензам: требовались грамотность, образование и имущество, которых у вольноотпущенных, разумеется, не было.
Такая участь ждала не только афроамериканцев, но и жителей аннексированных Пуэрто-Рико и Филиппин, которые после испано-американской войны получили статус подданных, а не граждан.
Нацистская ГерманияНацизм не пройдет! Facebook закрыл группу, посвященную латышскому легиону СС
В своей книге "Моя борьба" Гитлер хвалил американцев за то, что они "не пускают на свою территорию нездоровых иммигрантов, лишают права на получение гражданства представителей определенных рас… понемногу приближаются к расистской концепции роли государства".
Следуя примеру США, нацисты в 1935-м году принимают Закон о гражданине Рейха, который разделил жителей Германии на три правовые категории: имперские граждане (исключительно арийцы), подданные (преимущественно евреи и другие расово чуждые народы) и иностранцы. Первым шагом на пути к уничтожению евреев послужила именно их изоляция и обособление в отдельную группу в немецком обществе.
Окинув взглядом краткую историю института негражданства, стоит спросить себя, хотим ли мы быть инвалидами, людьми с ограниченными правовыми возможностями? Ведь в долгосрочной перспективе исходы могут быть разными, начиная с древнеримской гражданской войны и заканчивая немецким сценарием геноцида.