На неделе исполнилось 25 лет с расстрела Белого Дома в Москве. Единого понимания произошедшего нет по сей день.
Дмитрий Ермолаев: "25 лет назад в России произошел поддержанный Западом антиконституционный военный переворот, который завершил период демократии в нашей стране".
Александр Шаравин: "Поздравляю всех с 25-летием Великого Октября!
4 октября 1993 года наша страна освободилась от советской власти. Если коммунистический режим и господство Коммунистической партии в августе 91-го рухнули почти бескровно, то Советы, пришедшие в октябре 1917-го к власти на штыках и впоследствии более 70 лет служившие ширмой и орудием для кровавых и трагических экспериментов и расправ над своим же народом, пытались сохранить власть теми же методами. Они отвергали сам демократический принцип разделения властей. (…)
Именно Октябрь 93-го года и последовавший за ним референдум по Конституции заложили реальную основу нашего нового государства, Российской Федерации – "демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления"".
Интересно, а что нынче с советской властью в Прибалтике? Насколько я могу судить, все еще неплохо. Советская власть, прежде всего, означала следование принципу "единства власти", которая принадлежала Советам. В отличие от принципа "разделения властей", когда власть путем использования механизмов "сдержек и противовесов" принадлежит парламенту, правительству и судам. А в Эстонии еще и президенту. Главным показателем "разделения властей" является наличие Конституционного суда – суда, который может отменить принятый парламентом закон. В СССР никакого Конституционного суда не было и быть не могло, потому как – "единство власти".
Пару недель назад я презентовал проект предвыборной программы Левой партии Эстонии, в которой как раз вывел проблему конституционного надзора в качестве главной государственной проблемы.
Коллегия по конституционному надзору Государственного суда в Эстонии есть, но передать туда на рассмотрение вопрос соответствия закона конституции практически невозможно. В качестве примера привел ситуацию с городскими судами, которые по конституции – есть, а по закону их нет. Как нет и на деле. Рийгикогу отменил целый конституционный институт – и никому до этого дела нет, в том числе даже самим судьям.
Налицо – прямое нарушение конституционного строя. Раздел "Защита конституционного строя" – непременный атрибут ежегодников эстонской Охранки. В 2008 году эта задача формулировалась так: "При защите конституционного строя приоритетом департамента было и остается пресечение угроз от русских радикальных националистов и деятельности России, направленной на разжигание вражды между проживающими здесь национальностями". К 2011 году там несколько поумнели: защита конституционного строя теперь "необходима для того, чтобы государственная власть Эстонии осуществлялась на основе установленных конституцией принципов на всей территории Эстонии".
Ну? Конституционные принципы нарушены, парламентом ликвидирован целый конституционный институт. "Где посадки?".
В Латвии ситуация с "советской властью" иная, но не хуже – там роль конституции практически взялся выполнять Суд Сатверсме. Он там сам определяет, что на текущий момент представляет собой конституция, и соответствует ли закон этому текущему пониманию. Очень удобно, но к демократии это никакого отношения не имеет. Показательно, что международная организация CIVICUS снизила рейтинг демократии в Латвии с "открытой демократии" на "ограниченную". В Литве, насколько я понимаю, происходит третий процесс – непропорциональное укрепление президентской власти при парламентской форме правления.
#EU: There has been a rapid decline in #civicspace in #Latvia. Authorities can freeze bank accounts of civil society organisations & persecution against #LGBTI rights campaigners is on the rise. Full summary https://t.co/7wCaRbH8tC pic.twitter.com/Qxe0gRrlV1
— CIVICUS (@CIVICUSalliance) 20 апреля 2018 г.
Чем это чревато? Практика показывает, что при "разделении властей" на первые роли объективно претендует исполнительная власть. У нее – деньги, у нее – информация, у нее – штыки и дубинки. Доминанта же исполнительной власти – первый признак т. н. полицейского государства.
Прогноз такого развития известен: установление "полицейского государства" не в образе, а на деле. Институциональная "реформа", проводимая простыми законами. Для того чтобы этого не случилось, и нужны конституционные суды, вовремя эти законы отменяющие. А этого нет, потому что все конституционные суды в Прибалтике еще и крайне политизированы.
На презентации проекта программы разгорелся спор на совершенно очевидную тему: а какое до этого дело избирателю? Избирателю, как следует из многолетних наблюдений, надо обещать 500 евро – все равно за что (см. т. н. закон точки безразличия Паркинсона). Да, это нужно государству для того, чтобы выжить, но избирателя проблемы государства не интересуют – его интересует он сам. Такой вот парадокс демократии – государство в итоге вообще без присмотра.
Если продолжить рассмотрение некоторых тезисов представленного мной проекта, то среди прочего там стоит "Прекращение процесса "приватизации власти"" – передачи государственных полномочий в частные руки. В этом смысле интересно сравнить этот тезис с программой одной из латвийских партий (тсс! день тишины!): "уменьшение расходов на госуправление, в том числе путем передачи части его функций на аутсорсинг частным предприятиям". Подход – прямо противоположный.
Эстонская практика показывает, что предоставление "независимости" какой-либо государственной функции ни к чему хорошему не приводит.
Александр Чаплыгин: "Из поликлиники в Ласнамяэ убрали почти всех врачей-специалистов. Глава Больничной кассы Райн Лаане, чья зарплата составляет 7800 евро в месяц, проблемы не видит – по его словам, в Таллинне бесплатный общественный транспорт, а пациенты могли бы обратить свои взоры на другие лечебные учреждения. По мне, так после таких слов господина Лаане надо увольнять со дня и без выходного пособия".
Андрей Заренков: "Совершенный беспредел происходит с электричеством. Похоже, что на фоне постоянных отключений и ремонтов оборудования Ээсти Энергия решила довести людей до уличных протестов. Посмотрите: в 2017 году Мвт/ч стоил 32 евро, в 2018 – 42, а на 2019 планируется уже 55 евро! Компетентность руководства на уровне вождей племени тумба-юмба, но зарплаты себе назначили европейские. С 1 сентября под шумок Ээсти газ повысил цену на 10 процентов, но это, судя по постоянному росту цены на энергоносители, не предел. Автомобильное топливо скачет, как горный козел. Я уже такой старый, что помню литр 95-го осенью 2008 за 1 евро, сейчас его можно купить по 1,34, но к Новому году цена может стать 1,5 евро за литр. Где людям брать деньги? А ведь очень многие тянут на себе лизинги, кредиты и хотят жить достойно. Я вот хочу спросить у министра здравоохранения, которого нет: он тоже завтра будет пытаться с утра дозвониться до регистратуры больницы, чтобы попасть к дерматологу… в январе следующего года? Это ведь издевательство над здравым смыслом…".
История уже давняя, но я так и не понял, что же в итоге произошло с авиакомпанией Estonian Air – еще одним примером "аутсорсинга". Госконтроль установил, что у фирмы не было бизнес-плана, а государство необоснованно вложило в нее 85 млн евро.
Компания была создана в 1991 году, ее собственниками к 2015 году были Эстонское государство (97,34%) и SAS Grupp (2,66%). Базой компании был Таллинский аэропорт (только что вновь обновленный). Правление Estonian Air в ноябре 2015 года решило прекратить свою коммерческую деятельность исходя из решения Европейской Комиссии, согласно которому компания получала государственную помощь, "не совместимую с правилами общего рынка". При этом в декабре суд объявил ее банкротом. Такой вот "эффективный менеджмент". Да: зарплата председателя правления Estonian Air составляла 33 228 евро в месяц. И это без "мотивационного пакета".
Так что с "приватизацией власти" надо заканчивать. Но, как оказывается, и в самом государственном секторе происходит хрен знает что. Убийство сельского хозяйства в Эстонии увенчалось переименованием Министерства сельского хозяйства в Министерство сельской жизни. При этом в Эстонии есть еще и Министерство окружающей среды. Делать им нечего, поэтому развлекаются, как могут. Министерство сельской жизни запустило проект "Мы любим эстонскую еду". С демонстрацией роликов по телевизору. Там люди рассказывают, как они любят эстонскую кухню. А я им не верю! С точки зрения Европейской Комиссии, подобная деятельность – государственные дотации в любовь к эстонской кухне, не совместимые с правилами общего рынка. Пусть, паразиты, честно конкурируют с моей искренней любовью к грузинской кухне!
Сокращение госаппарата – неизбежная популистская песня перед каждыми выборами. Вот и Центральный союз работодателей Эстонии опубликовал предвыборный манифест, в рамках которого предложил сократить количество рабочих мест в государственном секторе на девять тысяч в течение десяти лет. Таким образом, по мнению представителей организации, высвободится рабочая сила, которая сможет "найти себя" в частном секторе.
А зачем? "Украинцы готовы работать за сравнительно небольшие по меркам ЕС прибалтийские зарплаты, что не устраивает литовцев, латышей и эстонцев, но зато вполне устраивает местных работодателей". Это – цитата из экспертного обзора. Рекомендую.
На неделе имели продолжение два сюжета из прошлого выпуска. Айнар Руусаар, заклейменный мной "жлобом", написал, что "Дело не в деньгах. Вы неправильно уловили мысль. Дело в том, что я никогда не был русофобом в значении этого слова. И не буду".
Тут он меня, признаться, озадачил. И, чтобы не выдумывать себе "значение этого слова", обратился к специалисту – главному редактору академического журнала "Вопросы национализма" Константину Крылову. И вот что он мне ответил: ""Фобией" в современном значении слова называют не только страх, но и любое негативное отношение к кому-либо. "Юдофоб" не обязательно "боится" евреев, он их может ненавидеть или презирать. Важно, что это негативное чувство. То же самое и с "русофобией"".
С определением (почти) разобрались, а вот что делать с заявлением Руусаара? Не с тем, что я его неправильно понял (это всегда), а с тем, что он – не русофоб? А поступлю-ка я, как эстонец: а ты докажи! Требуют же эстонцы доказательств "лояльности", а латыши так вообще узаконили это требование. Так что – вперед, доказывать, что не русофоб!
Кстати, в прошлом выпуске я предложил Руусаару сказать спасибо за то, что ему просто не дали визу. Предварительно предупредив, что в Россию ему путь закрыт. А так бы дали визу, впустили в Россию, а потом арестовали, оштрафовали, визу аннулировали и внесли в "черный список". И приписал: так, как это делают эстонцы. На неделе как раз случился аналогичный случай: литовские пограничники отказали во въезде в страну депутату Калининградской областной Думы, лидеру калининградских коммунистов Игорю Ревину. Тот намеревался посетить в Вильнюсе праздничные мероприятия, посвященные 100-летию Коммунистической партии Литвы (мои поздравления, кстати!), однако на границе его "развернули", ну, и запретили въезд в Литву на пять лет. Это уж как водится.
При чем тут литовцы? Не смешите меня – прибалтийские спецслужбы работают по одним методичкам.
Следующий сюжет в развитии – русофобия лидера EKRE Марта Хельме, да и всей его компашки в целом. Чего уж там… Начался сюжет с того, что евродепутат Яна Тоом призвала "задуматься о культурной автономии". Это такой особенный обычай в Эстонии: раз в десять лет скелет русской культурной автономии обязательно должен вываливаться из шкафа. Что с ним делать? Стряхивать пыль и запихивать обратно. В прошлое явление этого скелета мне довелось "задуматься" и подготовить общую экспертизу соответствующего закона. Убийственную, надо отметить. С тех пор ровным счетом ничего не изменилось, так что начинание г-жи Тоом – просто предвыборное тестирование электората. Однако вместо электората откликнулся Хельме, и тут Остапа понесло:
"Оба (Москва и Брюссель – авт.) они хотят подавления национальностей и превращения Эстонии в мультикультурную и мультиэтническую страну. (…) Если Еврокомиссия хочет наводнить свои страны-участницы мигрантами из Африки и Ближнего Востока, то Кремль – мигрантами со славянских территорий".
Во как! Оказывается, наплыв украинцев в Прибалтику – это Хитрый План Путина. Читаем дальше:
"Естественно, Яна Тоом вновь оперирует темой прав человека. Дорогая моя, это не имеет никакого отношения ни к правам человека, ни к культуре, ни к автономии. У русских есть культурная автономия. Она состоит из 140 соратников по национальности находится по ту стороны реки Нарва. Там им никто не мешает ни создавать русские школы, ни смотреть российские каналы".
Это – перевод Delfi. Отметим качество. Речь же в оригинале идет о том, что у русских в Эстонии уже есть своя культурная автономия – по ту сторону реки Наровы, и в ней 140 млн соплеменников.
"У эстонцев ко всем русским – в том числе русским политикам типа Яны Тоом – есть лишь одно пожелание: оставьте нас в покое! Если вы хотите остаться здесь, ассимилируйтесь! Если это вам не подходит, то… Ведь Путин звал вас в лоно матушки-России. Но ради боги оставьте нас со своими бесстыжими требованиями в покое!".
Ради боги… Три года назад теми же словами я говорил о русской школе – оставьте ее в покое! Хельме, вы украли у нас гражданство, работу, школу, будущее, а теперь требуете оставить вас в покое?! Ну, просто лапушка!
Лилия Мельник: "Хочешь почувствовать себя русским ничтожеством – сходи на родительское собрание в эстонскую школу".
Да, кстати, а с каких это пор реализация конституционного права на культурную автономию стало "бесстыжим требованием"? Хельме вроде как член Рийгикогу и клятву давал соблюдать конституцию… На месте Яны Тоом я потребовал бы парламентского расследования на эту тему…
И еще про культурную автономию. Чуть-чуть. В прошлом выпуске я писал о затравленной семье чемпионки мира по шахматам среди девушек Валентины Голубенко. Но это – о спорте. А вот о культуре: семья Варкки из Нарвы и их театр Giraffe Royal – бедствуют.
Станислав Варкки: "Несколько лет назад мы писали мэру города письмо о том, что наша семья доведена до нищенского состояния, а наши заявки на помощь даже не рассматривались комиссией по культуре. Мы писали и министру культуры, но получили отказ в рассмотрении помощи театру. А ведь нас всего три человека, нам не нужно много. И на фоне потока средств на культуру региона и разговоров о Нарве как о культурной столице в 2024 году ситуация выглядит особенно цинично".
При чем тут культурная автономия? А это вопрос толкования… Ведь если не давать русским деятелям культуры денег, то они и будут… автономны. Самоуправляемы. Независимы. Толковать надо правильно! Как говорил в свое время бывший канцлер юстиции Индрек Тедер: "Конституция у нас хорошая. Ее только нужно правильно толковать".
Что там с русской культурной автономией в России, которую разглядел Хельме – не знаю, а вот Русский мир на неделе получил серьезный удар под дых.
Oxana Chelysheva: "Мне сейчас подруга позвонила. Говорит: "Не думай ни о чем хотя бы две минуты". Я честно две минуты не думала. А потом снова вернулась к предложению законодателей из Верховной Рады уравнять нацизм даже не с коммунизмом, а, извините, с "русским миром".
"Дополнить статью 1 часть 1 следующим образом: "российский свет", "русский мир" – форма нацизма. Запретить навязывание обществу идей о самодостаточности, уникальности российской/славянской цивилизации в противопоставлении "западным странам", запретить формирование культа особ – руководителей РФ. Запретить идею общности русского, украинского и белорусского народов... ".
Читаю Пояснительную записку к закону...
"Российская империя – от царской, советской и современной – жила исключительно завоеваниями".
"Российское – это то, что принадлежит русскому царю".
"В СССР нивелировались национальные языки и традиции... ". Да что ж вы врете? Каждое лето в Запорожье в книжных магазинах листала книги на украинском.
"Сама идея русского мира послужила причиной вооруженного конфликта в центре Европы".
"Идея русского мира направлена на ликвидацию независимости Украины".
"На основании этого необходимо однозначное осуждение идеи русского мира как формы национал-социализма".
Знаете, а это ведь коснется каждого из тех, кто тщится сейчас быть "хорошим русским". Слепцы...".
Игорь Каминник: "Забавные события происходят в/на.
1. Определили понятие "русского мира" и привязали его к православию, русскому языку и исторической памяти. Теперь депутаты ВР и украинские патриоты всех носителей хотя бы одного из "признаков" русского мира объявили преступниками.
2. Внесен закон о языковых инспекторах, для преследования тех, кто говорит по-русски.
3. Пограничники возбуждают дела при наличии у людей двойного гражданства и подают в суд на лишение украинского.
4. Украинские патриоты с оккупированных территорий сообщают, что в ОРДЛО идет набор титушек преимущественно старшего возраста для "защиты" недвижимости и храмов УПЦ МП в Украине. Как будто своих защитников УПЦ МП на подконтрольной территории мало.
В общем, судя по интенсивности реформаторов, больше половины населения Украины должно быть утилизировано по одному из признаков "русского мира".
Юрий Городненко: "За 27 лет "независимости" в "европейской стране" Украине было принято немало безумных законов. Но чтобы объявить "формой национал-социализма" язык и культуру целой нации, еще и самого крупного народа Европы – до этого не додумывался еще никто.
Петр Порошенко стал первым человеком в мире, который хочет юридически сделать это. Причем законодательно. С этой целью хозяин "Рошен" подал в Верховную Раду законодательную инициативу под названием "дополнение к закону "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики" (№ 9139).
На эти новации украинских законодателей можно было бы закрыть глаза, если бы не одно обстоятельство. Подобные идеи существуют и в Прибалтике. Местные политики также активно пропагандируют тезис о якобы "неполноценности" российской нации и озвучивают схожие с украинскими правовые идеи".
По поводу того, что "Сама идея русского мира послужила причиной вооруженного конфликта в центре Европы" – кто бы сомневался. Вот секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов опять анонсировал российское вторжение. Кость Бондаренко посчитал: в "юбилейный" 25-ый раз. Мои поздравления! Красавчик!
Что не вошло в выпуск? Целый каскад новостей от правозащитников из Латвии, но многие из них баллотируются в Сейм, поэтому – тсс! День тишины! И даже репортаж с панели "Русское восприятие мира" "Рижской конференции" тоже не затрону, потому как и его автор – баллотируется. Но вот процитировать выступление героя прошлого выпуска "Политкорректора" Артемия Троицкого на этой панели мне никто не помешает: ""Начиная с Ивана Грозного, русская элита абсолютно ужасна – это маньяки и убийцы, за исключением Екатерины Великой, которая была на самом деле немкой, и Михаила Сергеевича Горбачева".
А вот что я обязательно сделаю, так это начну восстанавливать свой список политзаключенных. И начну с Матеуша Пискорского, которому срочно нужны деньги на защиту. Третий год пошел, как он сидит в тюрьме без суда. Последние новости о Матеуше – здесь и здесь, а деньги можно перечислить сюда. Сделайте это. Не так много у нас друзей в Польше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.