Ради спасения жизней и победы над коронавирусом нам приходится соглашаться на ограничение своих свобод. Пока многие демократические процессы заморожены, ситуацией готовы воспользоваться популисты и радикалы всех мастей. Не устоял перед искушением и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Готов ли он будет отказаться от полученных полномочий после окончания пандемии?
Многие европейские политики раздраженно морщатся, когда в разговоре заходит речь об одиозном венгерском премьер-министре. Виктор Орбан давно и последовательно игнорирует брюссельские директивы, имея репутацию одного из самых последовательных критиков западноевропейской демократии. Прозванный своими оппонентами Виктатором, он постоянно получает от них упреки в подавлении свободы слова и демократических свобод в стране, в разгуле коррупции среди своего окружения, в ущемлениях прав ЛГБТ и мигрантов. Отношения орбановской Венгрии и ЕС уже давно можно назвать крайне натянутыми, а недавние действия премьера только подтвердили опасения его критиков.
На сей раз его обвиняют в том, что на период пандемии он фактически взял полномочия диктатора. Венгерский парламент в прошлый понедельник пошел на неограниченное продление чрезвычайного положения, введенного 11 марта, что позволит правительству Виктора Орбана и дальше править на основании чрезвычайных декретов. При этом Орбан фактически не будет ограничен по времени – ЧП будет отменено, лишь когда парламент решит, что кризис эпидемии в Венгрии успешно преодолен.
Учитывая то, что две трети голосов в Национальном собрании Венгрии принадлежат правящей партии "ФИДЕС – Венгерский гражданский союз", возглавляемой премьером, есть разумные опасения, что Виктор Орбан не захочет отказываться от полученных полномочий. Когда оппозиция в парламенте предложила ограничить режим чрезвычайного положения ЧП 90 днями – с возможностью продления, то провести эту поправку ей не удалось.
С одной стороны, Венгрия не единственная страна, которая приняла чрезвычайные меры в ответ на стремительное распространение коронавируса. Для борьбы с эпидемией не только Будапешту приходится отступать от законодательных положений "мирного времени". Логично и то, что на фоне очевидной слабости Евросоюза каждой стране приходится выживать самостоятельно.
Оппоненты Орбана полагают, что премьер-министр воспользовался ситуацией, чтобы перейти к авторитарному правлению на неограниченный срок. "Чрезвычайно важно, чтобы экстренные меры не наносили ущерб нашим основополагающим принципам и ценностям", – подчеркнула глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
"Я обеспокоена тем, что некоторые меры заходят слишком далеко, а особо я обеспокоена ситуацией в Венгрии", – заявила она. Глава МИД ФРГ Хайко Маас даже не исключил сокращения объема предоставляемых Евросоюзом финансовых средств Венгрии из-за получения премьером чрезвычайных полномочий.
Новыми для Венгрии стали также возможности приговаривать к тюремному заключению тех, распространяет ложную информацию о коронавирусе или мешает исполнению указа о карантине на срок до пяти лет. Кто будет решать, что такое "ложная информация"?
Вполне естественно, что Еврокомиссия хочет проверить действия Будапешта на предмет их соответствия общеевропейским стандартам. Глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн и вовсе заявил о появлении "диктаторского режима" в Венгрии, призвав исключить страну из органов управления ЕС.
Вряд ли эта угроза воплотится в жизнь – решения в ЕС должны быть приняты единогласно, а за Виктора Орбана может вступиться Польша, в последнее время тоже конфликтующая с Брюсселем.
Впрочем, премьеру стоит подумать о том, что его решения могут привести к массовым выступлениям недовольных в стране, как это не раз уже бывало в прошлые годы.
Ситуация в Венгрии показывает, насколько уязвимы принципы правового государства во время кризиса. Работа парламентов и средств массовой информации в большей или меньшей степени нарушена во многих странах, и, к сожалению, находятся политики, которые пользуются трудной минутой ради личных интересов.
Пока коронавирус поражает людей, мы видим, как легко может заболеть и целое общество, подхватив заразу популизма. Против нее нет универсальной вакцины, потому что всегда были, есть и будут те, кто использует ситуацию для упрочения своей власти и готов применить силу против политических противников.
Да, сегодня национал-консерваторы чувствуют себя в своей тарелке, для них настала нирвана – границы закрыты, можно смело критиковать Евросоюз и добиваться новых полномочий. Но это не значит, что демократия может быть отменена из-за коронавируса. Хорошо известно, что подобными благими намерениями вымощена дорога в ад.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.