Согласно статистике за август этого года, обрабатывающая промышленность Латвии переживает стагнацию. В годовом разрезе рост минимальный. Ряд отраслей проседает. Банковские аналитики считают, что причины на то могут быть внешнеэкономические. Если глобальный кризис в промышленности повлияет на Латвию более ощутимо, удержать прежние объемы производства будет сложно, пишет Rus.lsm.lv.
Спад наблюдался в производстве продовольствия и напитков. Экономист банка Luminor Петерис Страутиньш прогнозирует, что и годовой итог может быть отрицательным.
"Такая ситуация, к сожалению, типична, и не видно, чтобы в ближайшем будущем что-то могло измениться. Было бы приятно ошибиться в этом вопросе", – отметил он.
Производство одежды пережило резкое сокращение – на 16% в августе и на 7% в среднегодовом разрезе. Сказались и дефицит кадров, и рост производственных издержек. В сопредельной текстильной отрасли, где велики возможности процесс механизировать, ситуация прямо противоположная: плюс 15,1% в августе и плюс 6,7% в год.
В деревообработке сокращается производство, еще стремительнее падает оборот. По прогнозам Страутиньша, в нижней точке падение может составить 20%. Исправление этой ситуации станет возможным лишь к концу следующего года.
"Есть много производителей в странах с более высокими издержками, которые этого кризиса не переживут, это было бы с нашей точки зрения самым желательным решением. Ясно, что в каком-то виде лишние производственные мощности в регионе нам придется ликвидировать. Может не выжить и какой-то средней величины производитель в нашей стране", – сказал экономист.
По словам экономиста Citadele Мартиньша Аболиньша, нет сомнений в том, что обсуждавшийся кризис в мировой промышленности начался.
"Это еще нельзя сказать о латвийской промышленности в целом. Есть надежда, что наша экономика продолжит расти и тогда, когда промышленность ослабеет, потому что хорошо развивается экспорт услуг. Экономическое настроение в Европе сейчас почти точно на нулевой отметке", – указал он.
По его наблюдениям, в латвийской экономике все заметнее наблюдается глобальное торможение. Специалист признает, что показатели последних месяцев заставляют предполагать грядущий сложный период – наиболее тяжелый со времен тотального экономического кризиса.