Что стоит за слиянием Банка Латвии и Комиссии по рынку финансов и капитала?

Банк Латвии

Какой подтекст имеет возможное объединение Банка Латвии и Комиссии по рынку финансов и капитала, рассказал латвийский экономист Александр Васильев.

Президент Банка Латвии Мартиньш Казакс в эфире телеканала TV3 заявил, что эксперты начали работу по оценке перспектив присоединения Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК) к Банку Латвии.

"Начали работу над анализом, чтобы оценить, какие в этом есть плюсы и минусы", – пояснил Казакс.

Латвийский экономист, исполнительный директор "Балтийского форума" Александр Васильев рассказал Baltnews, как он оценивает последствия объединения двух ведомств.

По словам экономиста, существование двух относительно независимых институтов – Банка Латвии и КРФК – предоставляло Латвии определенную независимость банковской системы.

"И одного, и второго руководителя утверждал парламент, а не правительство. Поэтому, хорошо это или плохо, можно об этом спорить", – отметил Васильев.

Существование двухведомственной системы в банковском секторе Латвии гарантировало возможность самостоятельно принимать решения по спорным вопросам.

"На мой взгляд, последний банковский кризис 2018 года показал, что КРФК приняла наиболее оптимальное решение при той же ликвидации банка ABLV".

Планы объединить два ведомства в одно с большой долей вероятности имеют не экономическое обоснование, а политический контекст, считает экономист:

"Многим политикам не совсем была понятна и приемлема позиция прежнего руководителя Комиссии г-на Пустиньша, и его решение дать банку ABLV возможность самоликвидироваться. Поэтому, возможно, было принято решение сменить руководство. И оно было сменено. Человеку предложили компенсацию с тем, чтобы он мог оставить свою должность. И после переизбрания рассматривается вопрос их объединения в одну институцию".

"И мне кажется, что существовавшее до этого времени регулирование из двух, по сути, независимых центров, давало определенную стабильность самой банковской и финансовой системе, а также позволяло принимать достаточно взвешенные решения", – отметил эксперт. Будет ли объединение в интересах финансовой системы республики – большой вопрос, полагает он.

Политические силы Сейма не высказывают единства в отношении новой инициативы. Наибольшую поддержку высказывал представитель фракции "Для развития/За!" Даниэль Павлютс.

"Прошло достаточно много времени, ситуация изменилась. Мы видим, как за это время изменились функции Банка Латвии как центрального банка. Со вступлением Латвии в еврозону они изменились. Я бы не сказал, что их стало меньше. Конечно, Банк Латвии продолжает делать много разных и важных вещей. Но у него уже не та роль, как была. Мы видим, что в других странах, даже в соседних, работают модели, где центральный банк и надзирающий за банковским рынком являются одним учреждением. И тут есть соображения, что в будущем подобное объединение позволит в известной степени сэкономить ресурсы", – сказал он.

С ним категорически не согласен депутат Сейма от фракции "Согласие" Вячеслав Домбровский. По его словам, эти сферы очень разные:

"Банк Латвии занимается платежными системами и монетарной политикой. Комиссия по финансам и капиталам обеспечивает надзор за кредитными учреждениями. Поскольку люди не смогут работать в обоих направлениях одновременно, ожидаемой выгоды и экономии ресурсов не будет. Людей меньше работать не станет. Как сейчас в Банке Латвии около 500 человек, в КРФК – около 200, так и останется".

Член совета Банка Латвии Мартиньш Казакс занял нейтральную позицию и не высказал определенного мнения. По его словам, решение о выборе модели управления необходимо принимать, исходя из оценок аналитиков.

"Если будет принято решение объединить эти функции, то, конечно, Банк Латвии выполнит это распоряжение", – сказал он.

"Депутаты Бюджетно-финансовой комиссии Сейма в июне решат, подлежат ли оба учреждения объединению", – позже заявил Казакс.

Ссылки по теме