Теневую экономику в Латвии не удалось сократить во время экономического роста, а теперь, во время кризиса, сделать это будет еще сложнее, считает доцент Рижского государственного университета Арнис Саука.
"Я ожидаю, что в 2020–2022 годах показатели будут хуже, чем в прошлом году", – цитирует его The Baltic Course.
С ним согласен доктор международного права, профессор латвийской Высшей банковской школы Янис Грасис.
"Я полностью согласен. Проблема в том, что COVID-19 повлиял на экономику. И, конечно, это убытки для предпринимателей, чтобы заплатить зарплату, там тоже, наверное, повысится теневая экономика", – отметил он в разговоре с Baltnews.
Он подчеркнул, что жители Латвии должны платить достаточно большой налог с низких зарплат.
"То, что у нас называлось налоговой реформой, она была неудачной. Ничего не изменилось для маленьких зарплат. В этом вся проблема. Налоги для маленьких зарплат слишком большие у нас", – указал он.
Доля теневой экономики в Латвии в 2019 году осталась примерно на уровне 2018 года, когда она составляла 24,2%. Специалисты отмечают, что кризис может затянуться, и это приведет к сокращению рабочих мест. В таком случае трудящиеся могут прибегнуть к неофициальным источникам доходов.
Доля теневой экономики Латвии в прошлом году снизилась на 0,3 процентных пункта до 23,9% от валового внутреннего продукта (ВВП), отметил Арнис Саука.
В Латвии наблюдается положительная тенденция в области занижения отчетности о доходах/прибыли. А именно, в Латвии в 2019 году средняя доля доходов, которые предприниматели скрывали от государства, снизилась на 1,3%, достигнув 16,6%. В то же время в Эстонии в 2019 году объем недоучета доходов достиг 10,6%, увеличившись на 0,7%, а в Литве – 14,4%, увеличившись на 0,6%.
С 2009 года, когда начали подсчитывать индекс теневой экономики, самый большой размер теневой экономики был зафиксирован в 2010 году – 38,1%, а самый низкий – в 2016 году (20,7%). В 2018 году индекс теневой экономики вырос на 2,2 процентных пункта и составил 24,2% ВВП.