По экспортному рецепту: как оживить "заболевшую" латвийскую экономику

Евро

Экспорт – важная составляющая латвийской экономики, и его надо спасать, потому что от него зависит благосостояние малого и среднего бизнеса, считает президент Торгово-промышленной палаты Латвии Айгарс Ростовскис.

Выход из посткоронавирусного кризиса будет сложным. Представители малого и среднего бизнеса не ждут быстрого восстановления компаний и возврата к докризисным показателям. Тем не менее уже сейчас начинается период, когда можно возобновлять деятельность, так как в стране наконец отменили режим чрезвычайной ситуации. Однако спасти компании в кризис могут не послабления режима, а восстановление экспорта, считает директор Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA) Каспарс Рожкалнс.

По его словам, именно доходы от экспорта позволят запустить экономику и найти те средства, которые спасут представителей малого и среднего бизнеса от банкротства.

"Именно от экспорта мы получаем деньги, которые потом можем потратить здесь, в Латвии, на местном рынке. <...> Если есть инструменты, как в Германии, где мелкий и средний бизнес может получить гранты, чтобы развиваться дальше, и у предпринимателей есть благодаря грантам свободные финансы – это, конечно, повлияет на наш бизнес здесь, в Латвии, потому что тогда и наш бизнес сможет продать свои услуги и товары Западной Европе", – заявил Рожкалнс в эфире передачи Латвийского радио 4 "Домская площадь".

О важности экспорта для латвийской экономики Baltnews рассказал президент Торгово-промышленной палаты Латвии Айгарс Ростовскис. Экспорт, конечно, не вытянет Латвию из посткоронавирусного кризиса, так как кризисные времена рано или поздно закончатся. Тем не менее восстановление экспорта – важный фактор для стабилизации латвийской экономики.

"Дело в том, что для маленьких экономик, какой является Латвия, ясно, что благосостояние заключается именно в экспорте. И в продуктивности тоже, потому что у нас рынок маленький, и предпринимателю, если он работает на внутренний рынок, тут негде развернуться. А если предприятия будут удачны на экспортных рынках, то можно будет инвестировать, платить большие зарплаты, и тогда эти деньги будут аккумулироваться и на внутреннем рынке, в кафе, в парикмахерских, в других сервисах", – пояснил он.

По его словам, во всех небольших странах, например, Швеции или Финляндии, высокий уровень благосостояния достигается с помощью экспорта:

"Они хорошо работают на экспортные деньги и продуктивно работают, поэтому в каком-то смысле эта формула понятна".

Ростовскис указал, что падение объемов экспорта сейчас наблюдается по всему миру, и в этом нет ничего удивительного. Из-за коронавируса встали некоторые предприятия, нарушились цепочки поставок из-за закрытых границ, рекордно сократился объем перевозок.

"Но это происходит по всему миру. Нет ничего необычного. Ясно, что сделал этот кризис, – упал спрос. Многие компании столкнулись с проблемой ликвидности. В Латвии это не отдельный случай. Например, в Германии у меня была беседа, у них упал объем в промышленности автомобилей на 30%. Огромные цифры. Потому что, как кризис ударил, спроса нет".

Самым провальным месяцем для латвийского экспорта был апрель. Точных сведений по объему экспорта еще нет, остается ждать обобщенных сведений за второй квартал, которые точно покажут масштабы проблемы. Большая часть экспорта из Латвии идет на европейские рынки, в частности, в Германию и Швейцарию, а значит, скорость восстановления экспорта и то, как будет отрасль себя чувствовать дальше, зависит от спроса на этих рынках и какие механизмы поддержки запустят другие государства в секторах, которые влияют на экспорт латвийской продукции.

Ссылки по теме