Латвии остается только признать потерю транзита, сделать ничего нельзя – экономист

Контейнерный терминал в морском порту
© Sputnik / Михаил Воскресенский

В Латвии посчитают убытки от потери транзита и, как обычно, скажут, что это приобретение, считает экономист. Ведь главное – не деньги, а "свобода" от грузов "недружественного государства".

Латвийская транзитная отрасль продолжает подсчитывать убытки. Согласно данным, опубликованным Центральным статистическим управлением (ЦСУ), общий объем грузоперевозок в первом квартале 2020 года сократился на 23% относительно показателей прошлого года на 6,289 млн тонн и теперь составляет 20,998 млн тонн в целом.

Если рассматривать по отдельности, то объем грузов, перевозимых по железным дорогам, сократился на 48,7% и составил 5,983 млн тонн. Транзит нефтепродуктов по магистральным трубопроводам сократился на 44,6% до 529 тысяч тонн относительно показателей 2019 года. Меньше всего потерял за год объем грузов, перевозимых автотранспортом, – он сократился всего на 1,3% до 14,486 млн тонн.

Таким образом, один из столпов экономики Латвии, к коим относится транзитная отрасль, находится в кризисе. Перспективы ее восстановления туманны, потому что стране нужны кардинальные перемены во внешней политике, на которые правящая коалиция не пойдет. Такую точку зрения высказал в разговоре с Baltnews руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.

По словам эксперта, все, на что сейчас способна Латвия, – заявить, что потеря транзита – не такая уж и потеря.

"Все, что они могут сделать, – это заявить, что это не потери, а приобретение. Освобождение от зависимости их экономики от потока товаров "недружественного государства". Так сделать проще всего".

Если подойти к кризису транзитной отрасли в Латвии с экономической точки зрения, то для начала надо признать эти потери, однако по факту уже ничего сделать нельзя, уверен экономист. Причина в том, что развитие портов в Санкт-Петербурге сделало прибалтийские порты ненужными для России, тем более что Латвия ведет явно антироссийскую политику.

"Они обречены терять транзит. Если бы во время Северной войны Россия не присоединила бы себе эти территории и не включила бы их в свою орбиту, Курляндскую губернию, например, а заняла бы только Петербург, то они потеряли бы транзит уже тогда. Это историческая логика. Они сохранили транзит, и в результате на протяжении последних нескольких веков развитие Петербурга шло относительно медленно, потому что у России были порты на Балтике. А сейчас их нет, сейчас это порты, которые имеют собственную государственность и ведут борьбу против российского государства, и поэтому они теряют транзит".

Колташов отметил, что, даже если Латвия сменит свой антироссийский политический курс на более дружественный, потери транзита уже не удастся восполнить. Об этом надо было думать раньше.

"Что они могут сделать? Они не могут никак вернуть транзит, даже если они сейчас скажут: "Россия хорошая" – и повторят это десять раз. Они не вернут транзит, потому что поздно это делать. Транзит можно вернуть, только попросившись в состав Российской Федерации или войдя очень и очень плотно в евразийскую интеграцию и порвав все связи с патронами в Вашингтоне и Брюсселе и, естественно, выйти из Евросоюза, никакая альтернатива даже не рассматривается. Готовы ли они это сделать?"

Для возобновления транзита через Латвию Россия должна оценивать все возможные риски – в первую очередь, для безопасности транспортировки грузов:

"Делать так, чтобы этот транзит рассматривался в Москве как транзит безопасный, как транзит через территорию дружественную. Они это сделать не готовы. Бухгалтерия посчитает убытки, а политологи, как обычно, скажут, что это освобождение от "недружественных грузов".

Ссылки по теме