Замерло все
Знакомый недавно открыл в Латвии транзитную компанию. Это произошло накануне объявления чрезвычайной ситуации. Бизнес начал развиваться, но затем случилась история с COVID-19 и все встало практически намертво.
Транзитная сфера в Латвии давно пикировала – Россия стала активно вкладываться в развитие своих портов на Балтике, а Латвия, кажется, до последнего надеялась, что все обойдется. Эксперты предупреждали, что нужно искать варианты, без российского транзита отрасли будет плохо.
На днях Министерство сообщений Латвии отчиталось: объем грузовых железнодорожных перевозок в первом квартале текущего года в Латвии сократился на 48,7% по сравнению с тем же периодом 2019 года.
"Международные перевозки составили 5,624 миллиона тонн (в два раза меньше), объем внутренних перевозок вырос на 23,9% – до 358 тысяч тонн. В общем объем грузовых железнодорожных перевозок упал на 48,7%", – сказано в сообщении ведомства.
Транзит железнодорожных грузов через порты за первые три месяца года составил 4,07 миллиона тонн (в 2,3 раза меньше), сухопутный транзит через территорию Латвии – 657 тысяч тонн (меньше в 2,1 раза).
АО "Латвийская железная дорога" (Latvijas dzelzceļš) еще до пандемии начала массовые увольнения. Без работы останутся тысячи человек.
Долгая деградация
История последних лет показывает, что в Латвии рассматривали транзит как само собой разумеющееся. Вроде как есть и всегда будет. В Латвии это вообще типичная политика: нет никакой стратегии. Ни в политике, ни в экономике.
Пандемия лишь ускорила те разрушительные процессы, которые начались в транзитной политике задолго до нее. Теперь игнорировать проблемы уже невозможно: падение транзита железнодорожных грузов на 50% – это не следствие пандемии. После того как она закончится – отрасль не восстановится.
Политика в отношении России, которую ведет Латвия, бьет по экономике самым жестким образом. Латвия была в авангарде стран, которые выступали за введение санкций в отношении России.
Даже сегодня, когда весь мир занят борьбой с вирусом, министр обороны Латвии Артис Пабрикс говорит о том, что нам нельзя расслабляться – "угроза" со стороны России не стала меньше.
Конечно, Латвия вовсе не обязана любить Россию, а Россия – Латвию. В конце концов, в политике нет любви, а есть интересы. Но важно понимать, что риторика тоже имеет значение. Нельзя говорить стране, которая вкладывает большие деньги, что она "исчадие ада". Бизнес, конечно, руководствуется тем, где выгоднее, но и враждебный фон никому не нужен.
История с пандемией может стать новой отправной точкой: это такое "обнуление" мировой политики, когда можно попробовать начать все сначала. С Россией в том числе.
Сейчас мир переживает глобальную перезагрузку, которой могла бы воспользоваться и Латвия. Можно было начать с транзитной сферы, попробовать наладить добрые отношения, а затем пойти дальше – решить проблемы, которые годами тормозили наше развитие.
Жесткое пике
Пока же этого не происходит, и мы видим, что ситуация в экономике Латвии стремительно ухудшается. Дальше будет хуже. России, конечно, тоже достанется, но большим странам легче за счет их объемов; таким же крохам, как Латвия, в новой реальности необходимо договариваться со всеми игроками глобального рынка, чтобы удержаться на плаву.
"Похоже, латвийские власти смирились с потерей российского транзита. Из недавнего интервью управляющего Рижским портом Ансиса Зелтиньша можно сделать вывод, что уход российского транзита из портов Латвии просчитывался уже давно. Господин Зелтиньш не видит катастрофы даже в случае, если в Рижском порту останутся лишь контейнерные перевозки, а все остальные виды грузов будут перенаправлены в новые российские порты в Ленинградской области.
По его словам, в таком случае Рижский порт вернется в начало 2000-х годов, когда объем перевалки грузов был в два раза меньше, но тогда это не привело к катастрофе. К тому же он полагает, что общий объем международной торговли в регионе растет, а значит портовые мощности Рижского порта все равно будут востребованы", – говорил еще до начала пандемии экс-депутат Европарламента Мирослав Митрофанов.
По мнению экс-депутата, Латвия рассчитывает на строительство Rail Baltica.
"Конечно, нельзя забывать о надежде на реализацию мегапроекта – участия Латвии в строительстве Rail Baltica. Пока ситуация развивается так, что строительство все же начнется, но с двумя "но": с огромным временным опозданием и в условиях жесткого дефицита рабочей силы, что будет приводить к еще большему запаздыванию в освоении выделяемых средств. То есть эта стройка, конечно, несколько оживит экономику и пополнит бюджет, но связанные с ней ожидания явно завышены", – сказал тогда Митрофанов.
Сегодня же очевидно, что этого будет недостаточно: мир меняется так стремительно, что рушатся все призрачные надежды. Единственная возможность что-то наладить – начать договариваться с теми, с кем это еще возможно. И с Россией в первую очередь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.