Бойкот БелАЭС: Белоруссии все нипочем, а у Прибалтики будут проблемы

Белорусская АЭС, архивное фото

Тема: Энергонезависимость

Белоруссия ничего не потеряет из-за бойкота БелАЭС со стороны стран Балтии, чего нельзя сказать о последних.

Бойкот Белорусской атомной электростанции (БелАЭС) обойдется странам Балтии дороже, чем самой Белоруссии. С экономической точки зрения отказ от закупки электроэнергии с БелАЭС не является целесообразным и принесет прибалтийским республикам не приобретения, а потери, пишет в статье на портале вашингтонского аналитического центра Jamestown Foundation доктор наук Оксфордского университета Анна Дэвидсон.

Попытки стран Балтии "наказать" Белоруссию за недемократичные, по их мнению, выборы перешли в плоскость экономических вопросов, один из которых касается закупки электроэнергии. В большей степени это повлияло на позицию Латвии и Эстонии по проекту БелАЭС, которые после многолетней поддержки проекта внезапно сменили курс и перешли на сторону Литвы, которая изначально была против запуска электростанции.

Парадокс в том, что страны Балтии своим отказом от закупок электроэнергии пытаются пошатнуть экономику Белоруссии, но вряд ли они достигнут своей цели, считает Дэвидсон. Дело в том, что страны Балтии пытаются реализовать взаимоисключающие проекты: отказаться от импорта электроэнергии с БелАЭС и уйти с российского рынка в сторону ЕС, ведь системы электроснабжения стран Балтии, Белоруссии и России объединены в "электрическое кольцо" БРЭЛЛ.

Тем не менее на выход стран Балтии из БРЭЛЛ понадобится не менее пяти лет, и в полной мере он сможет быть осуществлен только к 2025 году. Дэвидсон отмечает, что, отказавшись от закупки электроэнергии с БелАЭС, страны Балтии просто сократили список доступных им экспортеров электроэнергии фактически до одного поставщика – России, причем минимум на пять лет.

Для лучшего понимания приведем следующие значения. Белоруссия закупала 90–100% электроэнергии из России. После запуска БелАЭС эти закупки снизились бы на 30%, так как мощностей станции хватает на выработку такого количества электроэнергии. "С вводом атомной станции, конечно, мы на 4-5 миллиардов кубометров меньше будем закупать", – отмечал ранее президент республики Александр Лукашенко. В свою очередь та же Литва потребляла, по данным трехлетней давности, 12 ТВт-ч электроэнергии, а произвела 3,9 ТВт-ч, то есть для обеспечения всех потребителей Литве необходимо закупить 8,1 ТВт-ч.

После запуска БелАЭС весь объем электроэнергии можно было закупать у белорусов, так как объем вырабатываемой электроэнергии в республике возрастет с 8,4 ГВт до 10,8 ГВт, что дало бы легкодоступную электроэнергию странам Балтии в дополнение к имеющимся у них мощностям. Однако страны Балтии проигнорировали экономическую сторону вопроса и приняли решение не в пользу закупки белорусской электроэнергии. Наказать Белоруссию таким способом не удалось, поскольку изначально у проекта были две цели: снижение зависимости от импорта российских энергоносителей – нефти и природного газа – и обеспечение пространства для маневра в переговорах с Россией, отмечает Дэвидсон. Экспорт в этом списке приоритетов отсутствует, а значит, отказ стран Балтии от закупок электроэнергии Белоруссию не смутит.

Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что Белоруссия завязала отношения с Экспортно-импортным банком Китая. Это стало известно в 2019 году. В условия соглашения входит кредит в 5 млрд долларов для завершения 23 запланированных проектов по экспорту белорусской электроэнергии и соединению сетей, связанных с БелАЭС, так что положение Белоруссии точно нельзя назвать безвыходным.

Ссылки по теме