Латвия не хочет пускать энергию с БелАЭС, но не знает как

Белорусская АЭС
AP Photo/Sergei Grits

Намерение Латвии отказаться от БелАЭС требует серьезного системного подхода, которого властям явно не хватает, считает эксперт в энергетической области.

Смена позиции Латвии по отношению к закупке электроэнергии с Белорусской атомной электростанции (БелАЭС) требует оперативных действий. Министерство экономики по указу правительства должно приступить к разработке механизма, который призван не допустить на латвийский рынок белорусскую электроэнергию после запуска проекта. Об этом заявил госсекретарь Минэкономики Эдмунд Валантис, пишет Baltic Course.

Мнение

Старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев рассказал Baltnews, почему намерение бойкотировать БелАЭС может остаться на этапе нереализованной идеей. Все дело в особенности работы национального энергорынка.

"Здесь есть сразу несколько аспектов. Аспект первый заключается в том, что в Латвии, как в Литве и Эстонии, либерализован рынок электроэнергии. Это значит, что покупкой электроэнергии занимаются не государственные компании, и тем более не частные учреждения, а частные энерготрейдеры. И для того, чтобы не покупать электроэнергию на БелАЭС, они должны получить, соответственно, распоряжение правительства, значит, должна быть оформлена определенным образом нормативная база. Насколько я понимаю, сейчас в Латвии этого нет. Латвия необязательно придет к тому, что не будет покупать электроэнергию у Белоруссии", – пояснил он.

Что касается методики, которая позволит не допустить энергию с Островецкой АЭС на латвийский рынок, то при ее разработке могут возникнуть определенные сложности:

"Второй момент – очень сложно будет идентифицировать электроэнергию, которая вырабатывает Белорусская АЭС и, соответственно, просто электроэнергию, которая Латвия получает из Белоруссии от других электростанций Белэнерго или транзитом из России, и это означает, что Латвии действительно в этом случае потребуется ограничить закупки электроэнергии из Белоруссии и желательно вообще ограничить связи с энергокольцом БРЭЛЛ, потому что электроэнергия с БелАЭС может поступать из России через закупки транзитом или по более сложной схеме через Эстонию. Я не исключу, что пока это все все-таки достаточно маловероятно".

Такой сценарий маловероятен еще и по той причине, что БелАЭС будет постепенно набирать мощность: будет введен сначала только один энергоблок, и вряд ли сейчас будет очень большое предложение этой электроэнергии на внешних рынках, которое привело бы к какому-то серьезному изменению ситуации для Латвии, отметил эксперт.

"Я думаю, что сейчас на позицию Латвию во многом влияют политические аспекты, в том числе та нестабильная политическая обстановка в Белоруссии, которая возникла после выборов. Очевидно, что Латвия в этом плане тоже хочет как-то выступать в каком-то консолидированном восточно-европейском фронте, вместе с Литвой, вместе с Польшей, хотя позиция Латвии, на мой взгляд, намного сдержаннее в этих вопросах, но так уже получилось, что БелАЭС последние годы стала политическим проектом, для западных партнеров в первую очередь, хотя таковым проектом не является. Однако видится желание обставить любые условия, любые вопросы по взаимодействию с Белоруссией по АЭС с привязкой к каким-то политическим требованиям".

Кондратьев считает, что в дальнейшем ситуация будет развиваться в зависимости от того, какая ситуация будет складываться на европейском рынке электроэнергии.

"Просто потому что сейчас нет дефицита электроэнергии на рынке Nord Pool и, соответственно, в балтийском регионе. В регионе Скандинавии и цены находятся на низких уровнях, то есть стоимость электроэнергии в той же Швеции находится на уровне ниже 20 евро за мегаватт-час. Это не исторический минимум, но одно из самых минимальных значений. Это значит, что БелАЭС придется ближайшее время даже без каких-то политических ограничений достаточно серьезно конкурировать с предложением электроэнергии в этих государствах", – пояснил эксперт.

Ориентир преимущественно должен быть на экономические аспекты, подчеркнул он. Что касается долгосрочной перспективы, надо ждать восстановления экономики и спроса после пандемии коронавируса:

"Вполне возможно, то цены не электроэнергию в Северной Европе начнут расти. И это станет лучшим стимулом для закупки электроэнергии в Белоруссии и для Латвии, и, возможно, для Литвы и даже Польши. Потому что, на мой взгляд, вопросы экономические, прибыли и выгоды остаются важными для этих стран, несмотря на такую декларированную жесткую политическую позицию".

Латвия думает, как быть с белорусский энергией

Вопрос о недопуске электроэнергии с БелАЭС встал после правительственного заседания, на котором премьер-министр страны Кришьянис Кариньш сообщил о том, что в случае запуска Островецкой АЭС Латвия прекратит торговать электроэнергией. Кариньш обмолвился, что нехватку электроэнергии будут решать путем закупки "у третьих стран".

Для того, чтобы обеспечить Латвии стабильность и безопасность при закупке электроэнергии и при этом сохранить бойкот БелАЭС, Министерство экономики займется разработкой методики, которая не допустит белорусское электричество на рынок, куда оно могло бы попасть из России. Госсекретарь министерства анонсировал, что методика должна будет предусматривать возможность отслеживания происхождения электроэнергии, однако как это будет сделано, пока непонятно.

Ссылки по теме