Уже продолжительное время страны Балтии регулярно голосуют за продление санкций в отношении своих восточных соседей – России и Белоруссии. Оба государства являются для Прибалтики одними из важнейших экономических партнеров, с которыми установлены крепкие торговые связи. Продвигая санкционную политику в отношении своих восточных соседей, страны Балтии фактически разрушают собственные экономические системы, обрекая их на верную гибель, что особенно опасно в условиях текущего коронакризиса.
Латвия вставляет себе палки в колеса
Латвия, например, регулярно принимает такие политические решения, которые несут серьезный ущерб ее экономике. Это заключаются и в голосовании за продление старых и введение новых европейских санкций, и их активной реализации на практике. Все это приводит к печальным последствиям для страны. В частности, одно из крупнейших последствий этих решений – резкое сокращение объемов транзитных грузоперевозок из России.
Решение российского правительства обустроить собственные порты и перенаправить туда грузопоток стало прямым следствием введенных против России экономических санкций ЕС.
Как ни парадоксально, Латвия сама регулярно голосует за продление санкций против России, после чего жалуется на последствия потери грузов из России: "В этом году планируем перевезти примерно 25 миллионов тонн грузов, это примерно в два раза меньше по сравнению с предыдущим годом. В ближайшие годы мы планируем небольшой рост. Но я не вижу возможности заместить объемы грузов из России, которые мы потеряли," – заявил глава государственной компании "Латвийская железная дорога" Марис Клейнбергс.
Похоже, что мы наблюдаем полярное разделение мнений и позиций по вопросу санкций между верхушкой власти Латвии и частными предпринимателями в стране, которые осознают все риски и негативные последствия подобных решений.
В прежние годы грузы из России составляли до 70% от общего грузопотока по латвийской железной дороге. Падение произошло за счет снижения объема перевозок нефти, нефтепродуктов и каменного угля. Очевидно, что введенные санкции очень дорого обошлись как руководству, так и всем сотрудникам компании.
Однако работники пострадают даже больше, ведь к концу года "Латвийская железная дорога" будет вынуждена уволить полторы тысячи сотрудников – примерно 24% всех работников. На сегодняшний день работу потеряли уже около тысячи человек.
В октябре наибольший спад в латвийских портах пришелся на уголь, транспортируемый на крупнейший угольный терминал на острове Криеву в Риге. Из запланированных 118 вагонов в сутки поступало только 39.
Более того, в октябре российская сторона не согласовала 94% запрошенного объема угля – заказчики хотели получить в латвийские порты более 4800 вагонов угля, но получили только 279. В ноябре уже 100% запрашиваемой суммы не было согласовано, что означает полную остановку доставки угольных грузов. Становится понятно, что постепенно через Латвию будет проходить все меньше и меньше грузов.
Причем Россия меньше всего пострадала от сокращений грузоперевозок угля, поскольку она быстро начинает адаптироваться к меняющимся условиям. Так, например, в декабре стало известно, что Российская компания "ФосАгро" – один из ведущих мировых производителей фосфорсодержащих удобрений – построит специализированный терминал навалочных грузов на берегу Кольского залива, что сильно ударит по Прибалтике в целом, и по Латвии в частности.
Литва не стоит в стороне
Литва, в свою очередь, вводит санкции против другого своего экономического партнера – Белоруссии. Еще в августе этого года ЕС отверг официальные результаты президентских выборов, на которых победил Александр Лукашенко. Пытаясь заставить его уйти, Евросоюз ввел санкции в отношении 40 чиновников, а Литва внесла в свой санкционный список 118 белорусов, включая президента страны.
Дело в том, что в истории современного государственного управления экономические санкции применялись бесчисленное множество раз, и почти всегда безуспешно. Если успех измеряется с точки зрения экономического эффекта, то такие действия часто действуют против тех, кто их вводит, а не против их предполагаемой цели.
Так, в свою очередь Минск объявил о введении санкций против Евросоюза в ответ на ограничительные меры, согласованные европейскими лидерами. Ранее президент Белоруссии пригрозил перенаправить импортные и экспортные грузы через российские порты.
Расположенная в географическом центре Европы, Белоруссию пересекают крупные международные транзитные коридоры, соединяющие Европейский союз, Россию, Центральную Азию и Китай, а также связывающие Балтийское, Черное и Каспийское моря. Закрытие этих транзитных маршрутов через территорию страны или их перенаправление в российские порты затронет многие регионы и, конечно, в том числе страны Балтии.
Как пример, один из крупнейших на Балтике портов Клайпеда теперь сталкивается с экономическими последствиями жесткой линии литовского руководства против президента Александра Лукашенко. Этот порт обрабатывает более 45 миллионов тонн грузов в год – более четверти из них поступает в Белоруссию, а потом обратно по литовским железным дорогам. Представители многих транспортных компаний и транспортного бизнеса отмечают, что эти санкции сильно навредят Литве.
Так, президент Литовской конфедерации бизнеса Андрюс Романовскис заявил: "Для некоторых компаний это будет означать довольно сильный негативный экономический эффект".
В итоге мы видим, что правительства стран Балтии проводят крайне неоднозначную политику, в результате которой страдают их экономика и отдельные компании. Если, по мнению балтийских властей, такие решения должны идти на благо региона, то в таком случае они же и должны брать на себя все расходы, связанные с проводимой политикой санкций.
По крайней мере, от этого не должны страдать предприниматели или бизнесмены, которые уже длительное время тесно сотрудничают со своими соседями и тем самым способствуют росту экономик в своих государствах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.