Латвийская транзитная отрасль несет серьезные потери. В прошлом году было зафиксировано рекордное падение грузооборота в портах и объема перевозок Латвийской железной дороги (ЛЖД). Baltnews приведет факты, расскажет о причинах и последствиях кризиса некогда самой прибыльной отрасли страны.
Факты
Самые большие потери Латвия понесла в первом полугодии 2020 года. Негативные тенденции наметились еще в 2019 году, а пандемия ускорила дальнейший спад отрасли транзита.
Так, за первые полгода, по данным латвийского Министерства сообщения, объем международных перевозок через Латвию сократился на 48,7% по сравнению с 2019 годом, а грузооборот латвийских портов составил 22,63 млн тонн грузов, что на 30,1% меньше, чем за соответствующий период 2019 года.
Следующие полгода ситуация продолжила ухудшаться. В декабре совокупный оборот грузов в латвийских портах достиг рекордно низкого уровня за последние десять лет. Предыдущий минимальный показатель был зафиксирован в 2010 году – 55,9 млн тонн за 11 месяцев.
В 2020 году в срок с ноября по декабрь латвийские порты перевалили только 41,06 млн тонн грузов, что на 29% меньше по сравнению с 2019 годом.
У Латвийской железой дороги дела обстоят не лучше. За первые 11 месяцев 2020 года перевозки железнодорожных грузов в Латвии упали на 44,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 21,2 млн тонн, свидетельствуют данные Министерства сообщения. Международные железнодорожные перевозки в январе-ноябре 2020 года сократились на 47,4% до 19,4 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Грузовые железнодорожные перевозки через латвийские порты снизились на 56% до 13 млн тонн, а поставки транзитных грузов – на 25,9% до 3 млн тонн.
Причины
Пандемия коронавиурса и сопровождающий ее экономический кризис не являются причиной краха транзитной отрасли Латвии, как может показаться на первый взгляд. Коронакризис послужил триггером. Истинные причины – антироссийский курс Латвии, развитие портовой инфраструктуры России и, как следствие, переориентация грузопотока. Перспективы латвийской транзитной отрасли весьма туманны.
Еще в сентябре губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил, что Россия к 2025 году сможет переориентировать все грузы из портов стран Балтии в свои порты. Тогда же директор Департамента транзитной политики Министерства сообщения Латвии Андрис Малдупс признал, что потеря транзита вызывает серьезное беспокойство.
"Это связано с изменениями энергетической политики Евросоюза и со стремлением России переориентировать свои грузы на свои же порты. Россия развила собственную инфраструктуру до уровня, когда она может перенаправить стратегические экспортные грузы – такие как нефтепродукты и каменный уголь – на свои терминалы. Падение этих двух видов груза сейчас очень серьезно влияет на наши показатели", – признал Малдупс.
Последствия
Катастрофическое падение грузооборота в латвийских портах за первые полгода заметили в Евросоюзе. В июле министр сообщения Латвии Талис Линкайтс объявил о том, что ЕС прекращает финансирование латвийских портов. ЕС вкладывал деньги в развитие портовой инфраструктуры: реконструкцию причалов, углубление акватории и тому подобное.
"Позиция ЕС очень ясна – порты должны финансировать эти работы из собственных средств. <...> Хозяйственная деятельность портов до сих пор была дойной коровой, когда средства перераспределялись, но не вкладывались в реконструкцию, водные пути, услуги буксиров и другие", – заявил министр.
При этом инфраструктура Вентспилсского и Лиепайского портов находится в далеко не лучшем состоянии. Линкайтс даже отметил, что расцвет латвийских портов остался в прошлом.
Депутат Сейма, лидер партии "Согласие" Янис Урбанович в конце августа поделился своими опасениями: если порт рухнет, то это нанесет непоправимый ущерб Риге, которая является портовым городом. "Мы все знаем, что сначала в устье Даугавы возник порт, а только потом город, который назвали Ригой. Если порт рухнет, тогда и город пострадает", – сказал депутат.
Порты Латвии еще держатся, а вот Латвийская железная дорога – уже нет. Еще в феврале прошлого года в ЛЖД заявили, то до конца 2020 года планируют прекратить трудовые отношения с 1500 работниками из-за тяжелой экономической ситуации. Помимо этого, компания распродает имущество. Если раньше она обеспечивала приток средств в казну, то теперь сама требует финансирования от государства. Вот так 2020 год забил последний гвоздь в крышку гроба латвийского транзита.