Польша хочет найти на Украине газ, которого нет

Баннер с логотипом Польской нефтяной и газовой компании PGNiG на Экономическом форуме в городе Крыница-Здруй
© Sputnik / Алексей Витвицкий

Польская PGNiG подписала с "Нафтогазом" соглашение, которое предполагает разработку и поиск газовых месторождений на территории Украины. Парадокс в том, что никакого газа там нет, а экономическая целесообразность нового проекта сомнительна.

Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG 30 марта заключила соглашение с украинским "Нафтогазом". Предметом соглашения стало намерение Польши сотрудничать в поиске и разработке месторождений газа на территории Украины.

Возможное сотрудничество касается областей, которые с точки зрения геологии являются продолжением структур, эксплуатируемых польской компанией более 70 лет. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте компании. Согласно представлениям Польши, Украина является перспективным направлением в сфере добычи газа.

Вероятность будущего сотрудничества, а также реальные перспективы этого проекта в разговоре с Baltnews оценил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Ему соглашение между Польшей и Украиной видится сомнительным.

"На самом деле, это довольно странное соглашение, потому что перспектив добычи газа на Украине не так много, и ситуация только будет ухудшаться. Дело в том, что традиционные месторождения на Украине разведаны уже давно, потому что там и разведка, и добыча газа началась еще в 20–30-х годах прошлого века, и после войны там активно развивалась газовая промышленность. Поэтому с геологической точки зрения Украина очень хорошо обследована, и ничего крупного нового там найти практически невозможно", – пояснил эксперт.

По словам Юшкова, пик добычи газа пришелся примерно на 1974 год. Тогда на территории Украины добывалось почти 70 млрд кубометров в год. Это очень большие объемы, указал Юшков. После этого ожидаемо началось истощение месторождений, так как они долго были в эксплуатации.

"С каждым годом там добывается все меньше и меньше газа. И каждый год они все больше и больше хотят на том же уровне оставаться по объему производства. У Украины была большая ставка на сланцевый газ и его месторождения. Были выявлены две формации, одна на востоке Украины, другая – на западе. На востоке, где находится эта формация, не проводили никаких работ. Геологическая разведка была. Потом планировали начать поисковое бурение, но там началась гражданская война, и эта местность сейчас попадает в зону боевых действий, поэтому на востоке страны ничего не происходит", – отметил Юшков.

Что касается формации на западе Украины, там нет войны, но нет и добычи. Все иностранцы, которые интересовались последней, ушли – причем во многом благодаря Польше, отметил Юшков.

"В соседней Польше, по сути, продолжение тех же самых формаций, что есть на Украине. Более того, они выглядят перспективными, и геологическая служба США, когда оценивала запасы сланцевого газа в мире, говорила, что в Европе самый большой запас в Польше. И в Польше работали американские компании. Дело даже дошло до реального бурения. В итоге какие-то скважины оказались сухие, а какие-то не показали промышленного притока газа. То есть там что-то есть, но мало для того, чтобы окупить бурение".

"То есть даже польские проекты были признаны нерентабельными, поскольку там глубина залегания сланцевого газа больше, чем в США, которые являются лидерами по добыче. Поэтому все решения принимались исходя из того, что если что-то и будет, то это будут небольшие объемы при очень высокой себестоимости добычи. Поэтому экономически это бесполезно. После чего американские компании из Польши ушли", – пояснил Юшков.

Однако Польша не была намерена молчать. В Варшаве начали говорить, что будут снабжать всю Европу газом, от "Газпрома" избавятся, и всю Россию можно будет вычеркнуть. Но после таких очень громких заявлений, чтобы не позориться, польские компании начали что-то проводить на своих участках, отметил Юшков. Но даже они в итоге отказались от этих идей.

"Поэтому ни о какой реальной добыче польскими компаниями на территории Украины на сланцевых месторождениях речь не идет, так как там, по сути, идут те же формации. Все понятно. Невозможно ничего толком добывать", – отметил Юшков.

Кроме того, когда американцы работали и признали проект в Польше нерентабельным, цены были 400 долларов за 10 тысяч кубометров газа, а сейчас они составляют 150–200 долларов. То есть сейчас окупить проект еще сложнее, соответственно, рентабельность меньше. Поэтому в нынешних условиях никто ничего добывать не будет, подчеркнул Юшков.

Ссылки по теме