Отказ от "зеленой" сделки не поможет: почему Европа напрасно надеется на уголь

Вагоны с углем, архивное фото
© Sputnik / Сергей Аверин

Илья Круглей

Эмбарго, введенное государствами ЕС на поставку углеводородов из РФ, вынуждает Европу забыть о политике декарбонизации и перейти на самый "грязный" вид энергоресурса – уголь. В Евросоюзе спешно расконсервируют станции, работающие на нем. Но это все равно не спасет.

Санкции, введенные против России из-за спецоперации на Украине, оказали сильнейший эффект на энергетику стран Евросоюза. Стоит признать, что кризис в этой отрасли начался еще в середине 2021 года, но отказ от российских углеводородов усугубил его, сделав во многих государствах электричество практически предметом роскоши.

Сегодня в ЕС наблюдается явный диссонанс. Наднациональные структуры пытаются показать, что о "зеленой" повестке не забыли (например, Европарламент хочет исключить газ и "мирный атом" из таксономии ЕС, которая определяет виды деятельности, соответствующие требованиям безуглеродной экономики). Но при этом страны Евросоюза массово переходят на самый "грязный" вид топлива – уголь.

К этому ископаемому возвращается Германия, Австрия и Нидерланды, надеясь, что, расконсервировав угольные станции, смогут пережить зиму и обеспечить граждан теплом, а предприятия электричеством. Однако даже в странах, которые традиционно используют уголь в энергетике в больших количествах, наблюдаются проблемы. В Польше уже открыто говорят о том, что в 2022–2023 году этого ресурса не хватит для отопления домов.

Возвращение к углю со стороны стран ЕС – попытка компенсировать дорогой газ и скорый отказ от российского "голубого топлива". Очень "зеленое" решение. Но даже оно не поможет Европе предстоящей зимой.

Результат политики ЕС

В ноябре 2021 года в ходе ежегодной конференции ООН COP26 был подписан итоговый документ, который регламентирует отказ от угля для выработки электричества к 2030 году для крупных стран, к 2040 – для более мелких.

Конечно, цель казалась слишком далекой даже на момент подписания. Согласно отчету по потреблению угля в мире МЭА, в 2021 году выработка электроэнергии из угля выросла до рекордного уровня – 10 350 ТВт*ч. В 2022 году дела обстоят еще хуже, ведь стоимость биржевых цен на газовый фьючерс 21 июня к закрытию торгов выросла до $1370 за тысячу кубометров (согласно данным лондонской биржи ICE).

Нет ничего удивительного, что страны ЕС стремятся использовать альтернативное топливо, то есть уголь, от которого не так давно решили отказываться. Например, правительство Германии старается заполнить подземные хранилища газа (ПХГ), поэтому пытается сокращать его потребление в данный момент. Как пишет агентство DPA, ссылаясь на доклад Минэкономики, сегодняшние меры необходимы для того, чтобы избежать нехватки газа зимой.

Уже 8 июля в ФРГ планируют принять законопроект о более активном использовании угольных станций. В этом вопросе даже "зеленое" немецкое правительство не нашло альтернативы. И планы об отказе от угля к 2030 году не помешали увеличить его потребление. Оказалось, что возобновляемые источники энергии хороши для пиара, а вот когда дело доходит до реальности, необходимо все же использовать "старые" и "недемократичные" способы тепло- и электрогенерации.

Вслед за Германией обратно к углю возвращаются Австрия и Нидерланды. Австрийская госкомпания Verbund AG получила приказ подготовить ранее законсервированную угольную электростанцию Mellach в Штирии, которая находится в 200 км от столицы.

В Нидерландах, где ранее ввели ограничения на работу угольных электростанций, оперативно их отменили. Правда, только на 2022–2024 год, чтобы снизить риск нехватки газа. Но все же уголь снова выходит на арену и в этой европейской стране.

Даже участники Финансового альянса Глазго (GFANZ), который изначально был направлен на защиту климата и углеродную нейтральность, продолжают инвестировать в уголь и другие ископаемые источники энергии.

Как пишет Guardian, 15 июня были обнародованы новые критерии этого альянса, которые позволяют сохранить свои инвестиции в нефтегазовый и угольный сектор после 2023 года. Конечно, условием таких инвестиций является их постепенное сокращение в течение года. Однако нет гарантий того, что, если энергокризис продолжится, критерии не изменятся.

Переход на уголь в нынешней ситуации предельно высокой цены на газ может показаться отличным выходом. Но не все страны ЕС могут себе это позволить даже по техническим причинам. Во многих государствах угольные станции уже закрыты и на данный момент находятся в нерабочем состоянии. Чтобы их расконсервировать, нужно время и деньги.

Но даже такие страны как Польша, которые традиционно используют большое количество этого полезного ископаемого в общем объеме генерации, опасаются сложной зимы из-за высоких цен на это полезное ископаемое.

Как рассказал руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко в беседе с Baltnews, хорошие шансы быстро нарастить поставки угля есть у стран балтийского региона и тех, которые прилегают к Северному морю.

Если посмотреть на историю угольных поставок, то ключевыми портами можно назвать Ригу и Роттердам. Северо-западное направление наиболее уязвимо в вопросе поставок газа и именно в здесь могут нарастить потребление угля, чтобы компенсировать нехватку "голубого топлива".

"Это полезное ископаемое необходимо для того, чтобы заменить газ, ведь на ВИЭ надежды нет. В тепловой генерации шла конкуренция именно между этими энергоресурсами. Если будут выпадать поставки "голубого топлива" из России, его нужно будет замещать именно этим "грязным" энергоносителем. Центральная и Южная Европа в этом вопросе более диверсифицированы. Там много СПГ-терминалов и больше возможностей получать энергоресурсы из других стран", – отметил Мищенко.

По словам эксперта, также необходимо учитывать среднегодовые температуры и большое количество солнечных батарей в Средиземноморье, которые способны в некоторые месяцы частично компенсировать выработку тепловой энергии.

"Ярого дефицита угля в мире нет. Производителей хватает – Южная Африка, Колумбия, США, Австралия, отчасти Индонезия. Но проблема в том, что использование угля противоречит "зеленой" сделке и параметрам декарбонизации. Уголь никогда не был самым дорогим топливом, но искусственно созданный дефицит как по поставкам, так и по потреблению, провоцирует повышение цены. Это результат той политики, которую вел Евросоюз по выходу из угольной генерации", – добавил эксперт.

Заплатить придется дорого

Страны Евросоюза уже не так презрительно смотрят на уголь для тепло- и электрогенерации, учитывая стоимость газа. Но проблема в том, что уголь тоже растет в цене, причем быстро.

Согласно данным торгов на бирже ICE, 21 июня фьючерсы на уголь с доставкой в порты Амстердама, Роттердама и Антверпена подорожали на 7% по сравнению с предыдущим днем, а рост за неделю составил 30%. Теперь стоимость энергетического угля в Европе выросла до $373 за тонну. При этом еще в сентябре 2021 года цена на уголь составляла $137 за тонну, что было рекордом с 2008 года и тоже вызывало возмущение.

В Польше, где уже отказались от поставок этого полезного ископаемого из России, бьют тревогу, заявляя, что угля не хватит для отопления домов предстоящей зимой. Об этом пишет местное издание Myśl Polska.

Некоторые поставщики сырья просят уже более 3 тысяч злотых (около $682), хотя в 2021 году среднегодовая розничная цена тонны каменного угля составила 996,60 злотых ($226,62). А ведь Польша является угледобывающей страной, причем по объемам – одной из крупнейших в Европе. Но "зеленая" повестка и отказ европейских стран от этого энергоресурса привели к тому, что последнее десятилетие добыча в Польше стремительно сокращается.

В 2008 году в восточноевропейской стране добыли 83,4 млн тонн угля, а вот в 2021 году уже только 55 млн тонн. Это привело к тому, что Польша вынуждена импортировать это полезное ископаемое, ведь потребление сокращается незначительно – в 2020 году этот показатель находился на отметке 108,4 млн тонн.

Добываемого угля не хватает даже для внутреннего потребления, а о том, чтобы поделиться со своими "европейскими братьями", не может быть и речи.

При этом с поставщиками угля в ЕС намечаются хоть и небольшие, но все же проблемы. В августе 2022 года должно вступить в силу эмбарго на поставки этого полезного ископаемого из России.

В ЕС на долю угля из РФ в 2021 году приходилось 54% всего импорта этого энергоресурса. Всего в прошлом году Москва поставила в страны Евросоюза 50,4 млн тонн угля, из которых 21,2 млн тонн закупил Кипр, 7 млн тонн – Польша, 3,7 млн тонн – Германия.

Конечно, поставщиков угля в мире хватает. Страны ЕС могут закупать его в ЮАР, США, Австралии. Но импорт из этих стран будет обходится явно дороже из-за более длинного логистического плеча, а учитывая растущую цену на это полезное ископаемое, европейцам не приходится рассчитывать на снижение тарифов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме