Волна еврейских погромов прокатилась по всей Германии в ноябре 1938 года. Ночь с 9 на 10 ноября называют "Хрустальной ночью" или "Ночью разбитых витрин". События затронули и территорию современной России.
Погромы прошли в Кенигсберге, нынешнем Калининграде. Разъяренная толпа, двигаясь по узким улицам, громила витрины магазинов и врывалась в еврейские дома. Битое стекло было всюду – поэтому нацисты и назвали ночь "хрустальной".
Михаэль Вик – один из последних свидетелей той трагедии в Кенигсберге.
"Наутро я должен был идти в школу. Но родители сообщили мне, что школа и синагога разгромлены. Детей из приюта при синагоге выгнали на улицу прямо в пижамах, а директора учреждения, господина Волльхайма, очень сильно избили. Его вовсе хотели сбросить в реку", – рассказал РИА Новости Вик.
Мальчик хотел выяснить судьбу своих друзей, но родители запретили ему покидать квартиру. Когда на улицу удалось попасть, Михаэль побежал к главной синагоге Кенигсберга.
"Я был ошеломлен увиденным: здание полностью выгорело. Когда я встретил учителя, господина Вольфа, тот объяснил мне, что ворвавшиеся в синагогу погромщики принялись насмехаться над святынями. А хранившиеся там свитки Торы разорвали и выбросили на улицу", – сказал Вик.
Синагога горела больше суток.
"На следующий день после погромов арестовали моего папу, как и всех евреев-мужчин. Их держали в подвале здания гестапо. Мама поехала туда добиваться освобождения. Папу выпустили через три недели, остальных немного позже", – рассказала свидетельница Нехама Дробер.
Михаэль утверждает, что "Хрустальная ночь" стала "репетицией погромов". Нацистам нужно было найти повод для полномасштабного преследования евреев. И повод не заставил себя ждать. 7 ноября 1938 года немецкий еврей Гершель Гриншпан пять раз выстрелил в третьего секретаря посольства Германии во Франции Эрнста фом Рата. Ранения были легкими, однако по распоряжению Гитлера дипломату перелили кровь несовместимой группы, из-за чего тот скончался.
Это стало предлогом для проведения "акции возмездия" евреям – якобы за терактом стояло "международное еврейство", соответственно, ответственность должн6а быть коллективной.
"Власти уверяли нас, что они тут ни при чем. Объясняли это вспышкой народного гнева", – вспоминает Вик.
"Национал-социалистическая партия не унизится до организации выступлений против евреев. Но если на врагов рейха обрушится волна народного негодования, то ни полиция, ни армия не будут вмешиваться", – провозгласил министр пропаганды Йозеф Геббельс накануне погромов.
Позже историки установили, что погромщиками в большинстве своем были боевики штурмовых отрядов в гражданской одежде. План нападений был составлен заранее. Все "интересные" документы – то есть списки евреев – вывозились из синагог перед погромами.
Реакция Запада
Берлинская Олимпиада 1936 года ослепила западные государства.
"Тогда немецкая пропаганда делала все, чтобы замаскировать антисемитизм нацистов. Исчезли оскорбительные для евреев надписи. Туристы, приехавшие со всего мира, видели, что евреям разрешают молиться, никто их не преследует. Эта очень успешная пропагандистская акция усыпила общественное мнение. В результате никто не был готов к "Хрустальной ночи", в том числе и сами жертвы", – рассказал сопредседатель фонда "Холокост", профессор РГГУ Илья Альтман.
Страны Запада выразили дипломатический протест. В США и Великобритании многие серьезно отнеслись к версии нацистов – якобы погромы реально были вспышкой народного гнева, а местные власти не оказались способными ее сдержать.
В СССР преступление решительно осудили. О погромах сообщили в советской печати. Компартия в Москве и Ленинграде провела акции протеста.
Только два дня спустя, 11 ноября 1938 года, Гитлер приказал прекратить погромы. К этому времени уже были сожжены 1400 синагог и семь тысяч еврейских магазинов, осквернены несколько десятков кладбищ. За два дня погибли более 90 человек, и список жертв пополнялся.
В течение следующих нескольких месяцев третий рейх покинули 115 тысяч человек.