К октябрю 1944 года положение гитлеровских войск в Прибалтике было тяжелым. Не оправдались надежды немецкого командования остановить советское наступление на границах прибалтийских республик и тем самым не допустить выхода Красной армии к границам Восточной Пруссии.
Итогом сентябрьских боев стали освобождение советскими войсками значительной части Эстонии и выход к немецкой оборонительной линии "Сигулда" в 25–80 км от Риги.
4 октября 1944 года Маршал Леонид Александрович Говоров доложил Иосифу Сталину план действий 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов по освобождению Риги. Предусматривалось ударом по сходящимся направлениям на Ригу, рассечь группировку противника, уничтожить ее, выйти на побережье Рижского залива и перерезать пути отхода силам группы армий "Север" в Пруссию.
Войска, прорывающие оборону противника, были оснащены танками, САУ и артиллерией. Поэтому штурм линии "Сигулда" прошел успешно. Красная армия вышла к Риге.
В город к этому времени стянулись войска тридцати трех немецко-фашистских дивизий. На аэродроме Риги с августа 1944 года находилось более ста боевых самолетов люфтваффе.
По словам генерала Сергея Матвеевича Штеменко, "наши войска, сосредоточенные на подступах к столице Латвии, буквально прогрызали оборону противника, методично, метр за метром выталкивали его. Такое течение операций не сулило быстрой победы и было связано с большими для нас потерями".
К вечеру 11 октября 1944 года первая полоса немецкой обороны Риги была прорвана.
Нужно было спешить
Советская разведка получила информацию, что у немцев подготовлен план разрушения Риги. При отступлении немецкий комендант генерал Руф распорядился заминировать в городе 5806 объектов, включая объекты инфраструктуры (электростанцию, пекарню), культурные и исторические памятники.
Для того, чтобы предотвратить очередной акт фашистского варварства, было принято решение о проведении рискованного десанта советских частей через Киш-озеро на северо-восточной окраине Риги.
Поздним вечером 12 октября 1944 года акватория озера была форсирована 285 отдельным мотострелковым батальоном особого назначения на 76 машинах-амфибиях марки "Ford GPA". Машины доставили в сердце вражеской обороны 160 автоматчиков, двадцать саперов, минометную роту, два взвода реактивных ружей.
Амфибии провели двадцать рейсов, доведя к утру 13 октября численность десанта до трех тысяч человек, шести пушек с лошадьми, 12 минометов, боеприпасы и продовольствие.
В результате быстрых действий десантников из 374-й и 376-й советских стреловых дивизий утром 13 октября была освобождена правобережная часть города.
Гитлеровцы начали паническое отступление, взрывая мосты над Даугавой и минируя исторические здания Бульварного кольца, но уже не могли остановить советского наступления. Оставшаяся часть Риги была освобождена к вечеру 15 октября.
Форсировав Даугаву на лодках и плотах, красноармейцы очистили столицу Латвийской СССР от нацистов и их приспешников. Действия на суше поддерживала советская авиация, совершившая только 14 октября 293 самолетовылета, из них 146 – на бомбардировочно-штурмовые действия.
Быстрое освобождение города позволило спасти уникальный архитектурный ансамбль Риги, сохранив ее уникальные памятники для будущих поколений.
Домский собор, дом "Черноголовых", "Три брата", ратуша – все это до сих пор составляет уникальный рижский культурный колорит, и все это спасено для потомков благодаря мужеству, героизму и жизням советских воинов-освободителей.
Особый героизм в ходе освобождения Латвии проявили бойцы 130-го латышского стрелкового корпуса. Его военнослужащие первыми пересекли латвийско-эстонскую границу в 4.30 утра 18 июля, а 10 августа корпус под сильным огнем противника форсировал реку Айвиексте и захватил плацдарм в пять километров по фронту и в два километра в глубину.
С этого плацдарма открывался путь к Видземе и дальним подступам к Риге. Корпус понес значительные потери в борьбе за плацдарм, но сохранил свои позиции. За бои по освобождении Латвии корпус был награжден орденом Суворова 2-й степени.
За взятие Риги приказом Иосифа Сталина от 13 октября 1944 года солдатам и офицерам, участвовавшим в боях, была объявлена благодарность Верховного главнокомандующего за участие в освобождении от немецко-фашистских захватчиков столицы Латвии.
Наиболее отличившимся воинским частям и соединениям присвоено почетное наименование "Рижская". По этому случаю в Москве дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
Красная Армия вступила в столицу Латвии, с искренней радостью встречаемая местным населением.
"Немцы помимо грабежей организовали охоту на мирных граждан. На улицах вооруженные немцы хватали каждого мужчину, каждую женщину и насильно отправляли на пароходы и затем увозили в Германию. Многие граждане в течение десяти и более дней сидели в погребах, прятались в лесах, стараясь избежать немецкой каторги", - говорилось в донесении политотдела 43-й гвардейской стрелковой дивизии от 31 октября 1944 года. Там же написано следующее:
"Жители рассказывали о тяжелой жизни при немцах, о голодных пайках, об обмане, взяточничестве и воровстве, процветавших во время немецкой оккупации. Эти рассказы оказали значительное влияние на личный состав дивизии. Бойцы друг другу передавали о том, что по карточкам многие в городе Риге получали по 200 грамм хлеба в день, а некоторые были лишены и этого пайка".
После освобождения Риги вскрылись также факты чудовищных преступлений оккупантов и их пособников.
"До войны Рига была цветущим советским городом, насчитывавшим почти 400 тысяч жителей. Сейчас в городе осталось не более двухсот тысяч человек. По далеко неполным и предварительным данным… немцами замучено и угнано в рабство в Германию не менее ста тысяч советских граждан", - говорилось в политдонесении Ленинградского фронта в Москву.
Но самым страшным местом не только на территории Латвии был концлагерь Саласпилс. Освобождение Латвии в июле – октябре 1944 г. имело не только военное, но также громадное гуманитарное, культурное значение.