Они задавали тренды глобальной политики и форматировали политический, экономический и социальный ландшафт 2020 года. Кто из мировых политиков стал триумфатором года, а кто аутсайдером – в рейтинге Baltnews.
Триумфаторы года
Реджеп Эрдоган
Ведомая Эрдоганом Турция в 2020 году небезуспешно реализовывала проактивную политику на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Восточном Средиземноморье, на Кавказе, Балканах и Украине. Геополитический вес Турции по результатам 2020 года существенно вырос, что в дальнейшем Эрдоган намерен конвертировать в многомиллиардные бонусы для турецкой экономики.
Джо Байден
Ни коррупционные скандалы, ни высокие рейтинги Дональда Трампа не сумели воспрепятствовать победе Байдена на президентских выборах. Безусловно, республиканцы могут сетовать на фальсификации в пользу Байдена, однако вопрос в том, почему ими не была создана система противодействия этому. Будет ли Байден реальным хозяином Белого дома, либо же будет выполнять сугубо представительские функции – покажет время, но пока что победитель президентских выборов может купаться в лучах славы.
Си Цзиньпин
Китай, используя современные цифровые решения и авторитарные методы управления обществом, практически полностью сумел преодолеть пандемию коронавируса, нанеся незначительный ущерб собственной экономике по сравнению с другими государствами. В ноябре 2020 года Китай сделал уверенную заявку на укрепление экономического лидерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, подписав с 14 государствами соглашение о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП). Приход Байдена в Белый дом является предпосылкой для смягчения санкционной политики Вашингтона в отношении КНР, что станет дополнительным импульсом для китайской экономики.
Ёсихидэ Суга
Ёсихидэ Суга в сентябре 2020 года сумел выиграть выборы главы правящей в Японии Либерально-демократической партии, что предопределило его дальнейшее избрание на пост премьер-министра страны. Ожидается, что Суга продолжит курс Синдзо Абэ, подавшего в отставку по состоянию здоровья, и надолго закрепится на вершине японской политики. Уже при Суге Япония присоединилась к упоминавшемся выше проекту ВРЭП, крупнейшей мировой зоны свободной торговли, что окажет положительное влияние на нуждающуюся в новых точках роста японскую экономику.
Виктор Орбан
Венгрия совместно с Польшей стала возмутителем спокойствия внутри Евросоюза, жестко и небезуспешно отстаивая свой суверенитет. Позиция Виктора Орбана, продавившего поправки в Конституцию Венгрии (о гендерных ролях) и оппонирующего Соросу, стала своего рода точкой сборки для правоконсервативных сил в Европе по итогам 2020 года.
Тамим Аль Тани
Катар во второй половине 2020 года приблизился к урегулированию отношений с арабскими государствами в лице Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Египта, которые разорвали дипломатические отношения с официальной Дохой в 2017 году. Кроме того, под руководством Тамима Аль Тани Катар в 2020 году заключил несколько выгодных внешнеэкономических сделок и продолжил подготовку к Чемпионату мира по футболу– 2022.
Ильхам Алиев
Президенту Азербайджана по итогам уходящего года удалось добиться того, что ранее казалось немыслимым. Это касается как военных побед в Нагорном Карабахе, так и серии дипломатических маневров между Россией и Турцией, с которыми официальному Баку удалось одновременно улучшить отношения. Представляется, что в 2021 году такое положение дел станет для Алиева рискованным, однако в 2020 году он является наиболее успешным политиком Кавказа.
Региональные элиты Украины
Местные выборы на Украине завершились триумфом региональных элит, которые существенно укрепили свои позиции в областях и городах, заполучив значительно более широкое пространство для маневра в торгах с центральной властью.
Аутсайдеры года
Никол Пашинян
Проигрыш в военном конфликте в Нагорном Карабахе и вызванный им внутриполитический кризис делают крайне туманными перспективы Никола Пашиняна. С высокой долей вероятности, Пашинян в 2021 году лишится должности премьер-министра, что открывает путь к уголовному преследованию и политической эмиграции.
Дональд Трамп
Пока еще президент США в начале 2020 года считался фаворитом избирательной кампании, однако эпидемия коронавируса и отсутствие стратегии защиты результатов выборов сыграли злую шутку с Дональдом Трампом, который в январе 2021 года покинет Белый дом. Впрочем, полностью обнулять политическое будущее Трампа, учитывая глубокий раскол элит и общества в США, было бы преждевременно.
Эммануэль Макрон
2020 год на порядок отдалил Францию от ранее заявленных планов президента Макрона по превращению этого государства в одного из ключевых геополитических игроков. Попытки Макрона стать посредником при решении целого ряда конфликтов на Ближнем Востоке, Кавказе, Восточном Средиземноморье, Северной Африке обернулись неудачей, а регулярные пикировки французского президента с Реджепом Эрдоганом оказались явно не в пользу первого. Во внутренней политике Франции расширяются конфликтные линии по социально-экономическому и религиозному направлениям.
Хасан Диаб
Перманентный политический и социально-экономический кризис в Ливане, умноженный на ужасные взрывы в порту Бейрута в августе 2020 года, поставившие этот город на грань гуманитарной катастрофы, предопределили утрату кресла премьера Хасаном Диабом и его дальнейшего будущего в ливанской политике.
Биньямин Нетаньяху
Израиль последние годы живет в режиме постоянных парламентских перевыборов, свидетельствующих о неспособности Нетаньяху сформировать устойчивую конструкцию власти. В декабре 2020 года правительство Израиля развалилось на фоне неспособности согласовать бюджет на 2021 год, а значит через несколько месяцев страну ожидают уже четвертые за два года выборы в парламент. Вместе с тем израильские правоохранители продолжают расследовать уголовные дела против Нетаньяху, а крайне пессимистичные для Израиля показатели заболеваемости коронавирусом снижают шансы Нетаньяху остаться во главе государства после выборов в марте 2021 года.
Владимир Зеленский
Триумфатор прошлогодних избирательных кампаний резко девальвировал свой политический капитал по итогам 2020 года. Зеленский теряет рычаги управления государством наряду с уровнем общественной поддержки. Местные выборы, по результатам которых президентская партия не сумела заполучить пост мэра ни в одном из областных центров, стали крайне показательными с точки зрения дальнейших перспектив действующей украинской власти.
Эгилс Левитс
Президент Латвии, согласно законодательству, имеет крайне ограниченный функционал, однако в 2020 году, крайне сложном с экономической и эпидемиологической точек зрения, глава государства обязан брать на себя ответственность и задавать вектор выхода из кризиса. Эгилс Левитс в разгар пандемии коронавируса фактически самоустранился от решения сложнейших вызовов, возникших перед Латвией, лишь изредка напоминая о себе в информационном поле.
Сооронбай Жээнбеков
Из всех президентов Киргизии Сооронбай Жээнбеков был наименее харизматичным и наиболее невнятным, не сумев за годы пребывания у власти сформировать сколько-нибудь дееспособный аппарат управления. В октябре 2020 года в Киргизии произошел переворот, противопоставить которому Жээнбеков ничего не сумел, закономерно лишившись власти.
Автор выражает благодарность Алексею Нечаеву за помощь в подготовке материала.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.