Левиафан проголодался. Четыре русофобских закона 2020 года, вредящих самой Латвии

Законы Латвии, флаги России и Латвии
© Baltnews

Александр Филей

Тема: Русские Латвии

Несмотря на пандемию, 2020 год для Латвии выдался богатым на законотворчество. Депутаты стремительно принимали законы, направленные на дискриминацию русского населения страны.

Государство должно принимать законы. По-другому оно не может функционировать. Хорошо, когда законы облегчают жизнь населению, но ведь так бывает далеко не всегда. В Латвии этот год, несмотря на коронавирусный кризис, выдался особенно богатым на законотворчество. Депутаты как будто стремились наверстать упущенное, принимая законы, направленные на дискриминацию русского населения Латвии. И уже сейчас плоды законодательной активности народных избранников сказываются на самом народе.

Детские сады под угрозой языкового прессинга

В этом году латвийский Сейм решил внести свежую струю в жизнь дошкольных учебных заведений. Дело в том, что в Латвии по-прежнему действуют как русские, так и латышские детские сады. Правда, согласно букве реформы образования, растянутой у нас на десятилетия, все детские сады, в которых учебно-воспитательный процесс происходит на русском языке, со временем нужно будет перевести на латышский язык. Однако законодатели не стали дожидаться далекой перспективы.

И после долгой юридической арт-подготовки в мае 2020 года постановили: если родители ребенка-латыша захотят отдавать свое чадо в русский детский сад, то его воспитатели обязаны под страхом санкций обеспечить ему все обучение на чистом латышском языке.

Трудно расценить эту поправку иначе как грубое вмешательство в тонкие материи дошкольной педагогики. Конечно, не секрет, что во многих детских садах по факту наблюдается пестрый национальный состав. Да и детей из смешанных семей достаточно. И часто в детском коллективе национально-языковой вопрос вообще не стоит – пока в дело не начинают вмешиваться взрослые.

Согласно новому закону, если родители увидят, что их ребенку не обеспечивается в достаточной степени образование на латышском языке, они вправе бить тревогу и требовать расправы над таким детским садиком.

Дети выступают на вселатвийской акции "Марш за русские школы НАШ ВЫБОР" в Риге
Sputnik
Марш в защиту русских школ в Латвии

Знаю, что в некоторых случаях латыши-родители специально отдают своих детей в русские детские сады. Для того, чтобы их сын или дочь освоили русскую разговорную речь. Это практичный подход, тем более в Прибалтике для успешного трудоустройства нужен русский язык, выполняющий роль lingua franca. Закон, очевидно, направлен на то, чтобы оказать морально-психологическое давление на руководство русских детских садов со стороны убежденных националистов.

Но правоприменительная практика по-прежнему под вопросом. Во-первых, таких принципиальных мало. Во-вторых, как определить пропорцию обучения на латышском? Засовывать детям в кармане мини-диктофоны или скрытые камеры? Если этот закон чему-то служит, то исключительно тому, чтобы совсем уж отпетые русофобы порадовались активности своих избранников.

Сказка о тройке, или Закон о СМИ: конец свободной журналистики?

Под конец года Сейм обратился к вопросам, которые в перспективе могут положить конец русской журналистской традиции Латвии. 19 ноября парламент после мучительных раздумий принял в окончательном чтении закон об общественных электронных СМИ. По этому закону планируется создание надзорного ведомства СОЭСМИ – Совет по электронным СМИ. Эта структура будет осуществлять "эффективное и открытое управление", обеспечивать "независимость и ответственность общественных СМИ перед обществом", а также "способствовать их качественной работе".

В состав СОЭСМИ войдут три человека (как в классике о тройке), которые будут выдвигаться разными властными инстанциями. Одного предложит президент, второго – Сейм, а третий будет выдвинут советом по реализации меморандума о сотрудничестве негосударственных организаций и Кабинета министров. При этом оговаривается, что они не должны быть членами ни одной политической организации. По замыслу законодателей, эта норма уж точно обеспечит беспристрастность и непредвзятость в работе данного цензурного ведомства.

В руках у тройки будет сосредоточена большая власть. Именно от них будет зависеть, кто станет редактором того или иного национального СМИ.

Можно сколько угодно уверять народ в неангажированности этого подхода, но ясно одно – после вступления закона в силу свободной редакционной политике в Латвии придет конец. Ведь можно предполагать, что "соэсмишники" будут проталкивать на ключевые посты в руководство общественных СМИ проверенных людей.

Но особенно горячие дискуссии разгорелись по поводу обеспечения доступности программ на русском языке. Этот тот бастион, который национально ориентированным партиям нельзя сдавать ни в коем случае. Иначе потом будет мучительно стыдно за бесцельно просиженные в парламенте годы. Национал-радикалы открыто предлагали лишить государственного финансирования СМИ, вещающие на русском языке.

Нашлись и противники этой формулировки. Они выходили на трибуну и указывали на то, что если программы на русском языке будут свернуты, то русская аудитория Латвии обратит внимание на "пропагандистские каналы Кремля". Этот очевидный факт до сих пор недоступен для понимания сеймовских националистов.

Микрофоны разных российских СМИ
РИА Новости
Микрофоны разных российских СМИ

Мне (автор Александр Филей – прим. Baltnews) представляется, что депутаты, радеющие за латышские ценности, давно все проспали. Доподлинно известно, что к "пропагандистским каналам Кремля" обращается далеко не только русская аудитория. Часть латышей, особенно жителей Риги и Латгалии, не без удовольствия смотрят русские фильмы, сериалы и даже политические ток-шоу из бело-красно-синей студии телеканала "Россия-1".

Впрочем, депутаты правящей коалиции заставили себя поверить в то, что общественные СМИ на русском языке не очень-то интересны нашим зрителям. И порешили переместить все соответствующие медиаресурсы в почетную ссылку в Интернет. Итак, да здравствует разработка нового русскоязычного содержания в сетевом формате.

А я задумался вот над чем – получается, аудитория "Латвийского радио 4", состоящая в основном из жителей латгальских городков и деревень, вынуждена будет довольствоваться интернет-вещанием? Но есть проблема – в латвийское глубинке есть такие заповедные места, где Интернет не везде сыщешь. А радио по стране транслирует везде.

Да и жителям приграничных местечек, говорящим в основном на русском языке, давно доступны программы российского кабельного телевещания. Без всякого Интернета. Это приводит к парадоксальным последствиям. Помнится, как несколько лет назад в государственных инстанциях разгорелся скандал, когда в результате очередного соцопроса оказалось, что латгальские дети считают президентом Латвии Владимира Путина и Александра Лукашенко. Есть основания опасаться, что с принятием этого закона ситуация с самосознанием подрастающего поколения патриотов Латвии станет еще более критической.

Закон этот довольно пестр на предложения. В нем же предлагается создать штатную должность омбудсмена. Согласно формулировке, этот омбудсмен будет оценивать, соответствуют ли услуги общественных СМИ указанным в законе целям и принципам, а также этическому кодексу и редакционным ориентирам.

Коалиционные партии уже договорились о выделении 320 000 евро на указанные нужды. И, очевидно, это далеко не последний транш, который доморощенные Вунюков, Хлебовводов и Фарфуркис будут делить между собой. Ведь кормовая база журналистики в Латвии неуклонно сокращается, и зачинатели нового передела материального ресурса здесь не прогадали. Зачем просто так делиться с русскими, пусть даже и лояльными доминирующим идеологическим установкам? Лучше зачистить русское медиапространство, убив тем самым двух зайцев.

Но наши люди научились находить выход из любой подцензурной ситуации. Конкуренция среди работников официозных СМИ за теплое место усилится в ущерб качеству и объективности. Зрители проголосуют рейтингом, и, скорее всего, еще большая их часть уйдет к "пропагандистам".

Русского языка в школах все меньше

В начале сентября многие русские родители с неудовольствием узнали об очередных сокращениях преподавания родного языка и литературы. Они коснулись основной школы. Согласно подготовленной для учебных заведений нацменьшинств образовательной программе, в седьмых классах вместо пяти уроков русского языка и литературы в неделю осталось только три.

Пикантность заключается в том, что учебные пособия остаются прежними – и учителя русского языка вынуждены переделывать программы по своему усмотрению, жертвуя базовыми произведениями или пропуская орфографические правила.

Больше не предусмотрено никакого разделения на два отдельных блока – теперь предмет называется "язык и литература национальных меньшинств".

Впрочем, для русских школ это не впервой. Еще десять лет назад такие же инновации коснулись старшей школы. Ее учащиеся в десятом классе столкнулись с сокращением часов русского языка и литературы, а также "оптимизацией" двух предметов в один. При этом с латышским языком произошло противоположное – он стал изучаться отдельно от литературы.

Мотивировка чиновников предельно проста: мол, централизованный экзамен по латышскому является обязательным, а русский – это уж как придется. Многим активистам Штаба защиты русских школ памятны заверения Минобразования о том, что "язык и культуру нацменьшинств" никто из учебной программы исключать не будет.

Частная школа Эврика в Риге.
BaltNews.lv
Учебник русской литературы для 6 класса.

Но никто никогда не оговаривал время и содержание этих предметов. Можно изучать родную словесность основательно, с разбором частей речи, синтаксисом и пунктуацией, а также читать "Войну и мир" и "Преступление и наказание" в оригинале (это не описка – сейчас такую роскошь могут позволить себе далеко не все), а можно на ни к чему не обязывающем факультативе блуждать по верхам, печь пряники и играть на балалайке.

Именно к такой пародийно-травестийной форме освоения родной культуры хотят привести русских школьников и их родителей. Так что заверения ответственных лиц о том, что "русский язык вы все равно будете знать", гроша ломаного не стоят. Еще в 1990 году будущие первые лица государства клятвенно обещали доверчивым жителям тогдашней Латвийской ССР русские школы и гражданство для всех.

Предвыборная агитация на русском пока сохранится

Но иногда здравый смысл торжествует над националистическим безумием. Этой осенью Сейм не стал портить жизнь политическим партиям, ориентированным на русских избирателей. В начале ноября комиссией Сейма было отклонено предложение ввести категорический запрет на предвыборную агитацию на русском языке.

Национальное объединение шло к этому эпохальному решению целый год – первые их попытки ограничить обращение к русским жителям на их родном языке фиксировались в начале года.

Их аргументация звучала так: во многих отраслях латвийского общества продолжается "начатая в СССР политика двуязычия". Значит, надо избавить предвыборные кампании в Латвии от такого двуязычия.
Логика сеймовских законодателей понятна. Русские школы, СМИ и детские сады можно притеснять и ограничивать в правах. А вот выборы не трожь. Ведь правящие партии, хоть и строящие свою идеологию на латышском национализме, время от времени обращаются к русским избирателям. И не то чтобы безуспешно. Так что эту лазейку партии власти пока для себя оставили. Без сомнения, из корыстных побуждений.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме