Большая игра маленькой Прибалтики. В Латвии открыли сезон охоты на русских журналистов

Пикет против арестов русских журналистов в Латвии, 4 декабря, Рига.
© Sputnik / Алексей Шарипов

Анастасия Филиппова

Тема: Русские Латвии

"Охота на ведьм в Латвии: за что преследуют русских журналистов": участники круглого стола обсудили репрессии против журналистов, сотрудничающих с Baltnews и Sputnik.

Охота на русских журналистов в странах Балтии продолжается. Накануне семь русскоязычных граждан Латвии обвинили в нарушении режима санкций Евросоюза. В ситуации разбирались участники круглого стола, организованного порталом RuBaltic.Ru.

Преследования русских журналистов в страх Балтии не новость, а традиция. Из года в год ситуация повторяется: 2020 – не стал исключением.

В четверг, 3 декабря семь латвийских журналистов, сотрудничающих с российскими информационными порталами Baltnews и Sputnik Латвия, подверглись репрессивным действиям со стороны латвийской Службы государственной безопасности (СГБ).

Сотрудники СГБ провели в домах у семи человек обыски, изъяли оборудование для работы: компьютеры, телефоны, диски, а также банковские карты.

Затем учинили допрос, после которого журналисты были отпущены уже в статусе подозреваемых по статье 84 уголовного закона Латвии за нарушение санкций Евросоюза и с подпиской о невыезде и неразглашении.

В числе репрессированных оказались бывший редактор Baltnews.lv Андрей Яковлев, латвийский публицист Владимир Линдерман, публицист Андрей Солопенко, журналист Алла Березовская.

Что это было, и что с этим делать – два вопроса, на которые искали ответы участники круглого стола "Охота на ведьм в Латвии: за что преследуют русских журналистов", организованного аналитическим порталом RuBaltic.Ru. В мероприятии приняли участие представители МИА "Россия сегодня" и латвийские журналисты, среди которых находящаяся под следствием Алла Березовская.

О причинах можно только гадать

Латвийский публицист Александр Гильман справедливо указал, что принцип, по которому СГБ "отбирали" виновных не ясен. Обвиняемый Яковлев не сотрудничает с Baltnews уже два года, а работающих с российскими порталами журналистов гораздо больше. В том числе и сам Гильман. "Если брали бы всех, то человек 20-25 попало", – отметил он.

Латвийский журналист и главный редактор IMHO-club.lv Юрий Алексеев назвал подобные деяния со стороны сотрудников СГБ запугиванием журналистов.

"Два года назад ко мне вломились четыре жлоба. Положили меня лицом на пол, заковали в наручники. Обыскали. Не каждый немолодой человек, а все кто перечислены 60+, готов вот такое пережить. Почему оно началось? Трамп проиграл, Байден выиграл. Вот сейчас наши латышские товарищи начинают заниматься своими русскими соседями по общежитию", – поделился своими соображениями Алексеев.

Журналист Юрий Алексеев на заседании суда
© Sputnik / Марис Далбиньш
Журналист Юрий Алексеев на заседании суда

Что за государственность, которую способны сломить несколько человек возраста 60+? Произошедшим возмутился писатель и публицист Армен Гаспарян: "Это не имеет вообще никакого отношения, ни к какой государственности. Это сведение счетов, с теми, кто имеет наглость высказывать свое мнение публично и аргументированно".

Прошлый год показал, что есть подлинная свобода слова в Прибалтике, указал Гаспарян, подразумевая ситуацию вокруг принудительного закрытия Sputnik Эстония.

Шеф-редактор портала Baltnews Андрей Стариков назвал ситуацию с преследованием журналистов в Латвии комплексной атакой. "Если расширить фокус, атака была на МИА "Россия сегодня", а если еще шире – идет наступление на русскоязычных журналистов, работающих за рубежом, которые сотрудничают с российскими государственными СМИ".

По словам Старикова, несмотря на подписку о неразглашении, дата начала дела известна. Это 16 января 2020 года. Почти год дело было в разработке, спецоперация готовилась давно.

Учитывая ресурсы латвийской СГБ, семь обысков – это большая задача, отметил он:

"Смотрим на ситуацию со Sputnik Эстония. Апробировано там. Перенесено на Латвию по вопросу денежных отношений и платежей. Закрыты возможности финансово обеспечивать какую-то хозяйственную деятельность. Плюс год разработки перед атакой в четверг. Получается история минимум двух лет. Большая долгая стратегия".

Вырисовывается следующая картина: за несколько дней до задержаний заблокирован платеж одному из авторов в лондонский банк, рассказал Стариков. Спустя два дня – блокировка страницы Baltnews в Facebook. Параллельно начинаются обыски журналистов. Тогда же на американском радио Свобода выходит большой материал с призывами изгнать из стран ЕС RT и Sputnik, который подогревает эту деятельность. А "положительным" примером активного "изгнания" названа Прибалтика.

Нарушение санкций, которых нет

Повод для обыска, допроса и преследования журналистов выглядит абсурдно. Статья 84, по которой заведено дело против семи человек звучит так: "Нарушение санкций, установленных ООН, ЕС и другими международными организациями или о нарушении национальных санкций, установленных Латвийской республикой". Осталось только выяснить, какие санкции.

По словам Гильмана, речь идет о якобы сотрудничестве подозреваемых с находящимся под санкциями генеральным директором МИА "Россия Сегодня" Дмитрием Киселевым. При этом европейские санкции введены только против конкретного лица, указал шеф-редактор Baltnews Стариков.

Журналист, шеф-редактор BaltNews Андрей Стариков
© Sputnik / Нина Зотина
Журналист, шеф-редактор BaltNews Андрей Стариков

"Киселев пытался обжаловать санкции в Суде ЕС, но безуспешно. Суд постановил, что ситуация c Киселевым не является нарушением свободы слова. При этом особо подчеркнул, что другие журналисты в списке не упомянуты, какие бы взгляды они не выражали по поводу действий российских властей. Агентство МИА "Россия сегодня", которое объединяет в себе десятки проектов, в том числе Sputnik Латвия и Baltnews, также не является подсанкционным объектом. Ни в одном списке, ни в одном реестре оно не значится. А значит, сотрудники и внештатные авторы не попадают под санкции", – пояснил Стариков.

Важно и то, что все репрессированные журналисты имеют статус внештатных авторов, другими словами – стрингеров. Этот бюрократический нюанс важен в построении линии защиты обвиняемых, отметил Стариков. Если дело дойдет до суда, прокуратура будет доказывать факт нахождения Агентства под санкциями и связь репрессированных лиц с Агентством.

"Во всей этой цепочке следствию необходимо будет доказать, что Киселев имеет прямой контроль и доступ на условную статью об Олимпиаде-80 Аллы Березовской. Что он контролирует отдельно этот актив, эту услугу, продукт интеллектуальной собственности," – отметил Андрей Стариков.

Это вызов непосредственно Москве и Кремлю, оценил ситуацию с русскими журналистами, шеф-редактор RuBaltic.Ru Александр Носович. Предыдущее преследование русских журналистов в Латвии – Юрия Алексеева, Александра Гапоненко, Владимира Линдермана – можно списать на внутренние разборки. А сейчас журналистов прессуют за сотрудничество с российскими государственными СМИ. Прямое обвинение: кто имеет дело с Россией – это преступник.

Носович допустил, что репрессии журналистов связаны с "челобитной" Министерства сообщения Латвии Москве по вопросу возврата транзита. Латвия торгуется: "Повышение ставок для Латвии. Возвращайте нам транзит или мы начнем прессовать вообще всех, кого считаем пятой колонной, кто сотрудничает со Sputnik, Baltnews, российским посольством. И вообще русский по фамилии".

Что делать?

Самый эффективный инструмент – привлекать внимание международных организаций и создавать международный резонанс, отметил главный редактор RuBaltic.Ru Сергей Рекеда.

Шеф-редактор Baltnews Андрей Стариков указал, что эти шаги предпринимаются. Уже сформулированы и отправлены запросы в международные организации, Роспотребнадзор адресовал требования к Facebook восстановить страницу Baltnews. Также с заявлением выступил зампостреда РФ при ОБСЕ Максим Буякевич, который намерен поднять вопрос о преследовании журналистов в Латвии на заседании постоянного совета ОБСЕ в четверг.

Но услышат ли там? Вопрос открытый. Ситуация со Sputnik Эстония в прошлом году показала, что обращения в ОБСЕ, ПАСЕ не получили должного отклика. Работа ведется в этом направлении большая, но там просто кивают головой, обещая в лучшем случае взять ситуацию под контроль, отметил Стариков:

"Нет такого, что российская сторона здесь бездействует. Действует активно. Но хотелось бы большего. Информационная поддержка оказана широко. Есть ли какие-то более эффективные, жесткие инструменты воздействия помимо осуждений и заявлений?. Давайте искать."

Носович указал, что у России есть право использовать площадки, например, ОБСЕ и ООН, по максимуму. Они не являются западными инструментами, Россия платит туда членский взнос, является основателем и полноценным участником. "Мы имеем полное право влиять, присутствовать и использовать в качестве своего инструмента", – подчеркнул Носович.

Латвийский журналист Алла Березовская предложила создать Рижско-хельсинскую группу, которая отстаивала бы права жертв политических репрессий нашего времени. А также использовать в качестве инструментов влияния ОБСЕ и международные организации.

Итоги журналистского конкурса "Янтарное перо - 2016".
BaltNews.lv
Итоги журналистского конкурса "Янтарное перо - 2016". Журналист Алла Березовская.

По ее словам, евродепутат Татьяна Жданок уже направила 15 писем во все организации и затребовала разъяснения по санкциям. Сама Березовская сейчас пишет от имени члена Совета журналистов Латвии во все инстанции.

Можно применить меры экономического воздействия. Шеф-редактор RuBaltic.Ru Носович указал основной принцип – никакого бизнеса быть не может. Ни с Латвией, ни с Литвой, ни с Эстонией. Потому что Россия тем самым кормит враждебно настроенные страны.

Должен быть категорический ультиматум со стороны российского руководства. И если Латвия хочет иметь хоть какие-то отношений с Россией, выгодные для нее, то трогать русских Латвии – это табу. Принцип бизнес отдельно, политика отдельно в отношениях с прибалтами не применим.

"Любое уголовное дело против того, кто сотрудничает с российскими СМИ – это крест на любом экономически выгодном для Латвии взаимодействии," – заявил Носович.

Конечно, должны быть экономические последствия, поддержал шеф-редактор Baltnews Стариков. Можно обсуждать и зеркальные меры. Например, лишение аккредитаций враждебных западных журналистов в России.

"Почему наших авторов притесняют в Латвии, а их журналисты имеют здесь хорошие условия работы, посещают любые государственные институты? Давайте обсуждать зеркальный ответ – мы можем не давать аккредитацию этим людям".

До тех пор, пока Россия не будет симметрично отвечать на действия Прибалтики, она будет продолжать в том же духе, указал публицист Армен Гаспарян: "Ничего хорошего не жду, только ухудшения. Пока не будет внятной серьезной ответной реакции, такой "обнаглевший гопник" не успокоится".

А пока охота на журналистов продолжается. Насколько она будет успешной для латвийской СГБ, покажет время. При этом эти преследование имеет никакой юридической перспективы, об этом сообщила Алла Березовская:

"Это понимают все, кто его затеяли исключительно для того, чтобы поиздеваться над журналистами. И им, видимо, это удастся. Тем не менее, я думаю, что Россия поддержит. Всем этим людям нужны деньги на адвокатов. И я прошу "Россия сегодня" не делать того, что сделали в Эстонии. Не надо закрывать редакции. Мы считаем, что не виноваты. Нам здесь никто не имеет право угрожать, и мы будем бить во все колокола, доказывая это".

Шеф-редактор Baltnews Андрей Стариков заверил, что редакции не закроют. Дела же против русских журналистов в Латвии – обречены на провал.

Ссылки по теме