Не ковид, так беженцы. Евросоюз готовится к "миграционной пандемии"

Мигранты на острове Лесбос
Reuters / YARA NARDI

Александр Гаджиев

Пандемия коронавируса в Европе потихоньку ослабевает, на ее смену приходит новый кризис – очередная волна африканских беженцев.

В настоящее время ЕС вновь сталкивается с ростом числа беженцев. Похоже, что Европа в очередной раз стоит на пороге кризиса, в этот раз – миграционного. Впрочем, миграционный кризис в ЕС никогда и не прекращался, а лишь был временно приостановлен из-за начала пандемии COVID-19. Сейчас, когда эпидемиологическая ситуация улучшается, а погода становится теплее, тысячи мигрантов вновь готовы переплыть Средиземное море, чтобы попасть в Европу.

Растет число прибывших беженцев в Италию

Пандемия COVID-19, в результате которой ЕС начал гораздо жестче контролировать внешние и даже некоторые внутренние границы, способствовал сокращению потоков мигрантов, и, таким образом, это помогло на некоторое время "заморозить" эту проблему. Тем не менее с улучшением эпидемиологической ситуации, ослаблением контроля за внешними границами и потеплением ЕС снова сталкивается с ростом числа беженцев и нелегальных мигрантов.

Именно с последней причиной – потеплением – связано открытие миграционного пути через Средиземное море. Так, в середине мая за шесть дней к итальянскому острову Лампедуза прибыли более двух тысяч человек. Этот остров – один из главных пунктов высадки мигрантов и беженцев, направляющихся в Европу.

Еще в апреле местные жители были серьезно озабочены непрекращающимся ростом беженцев на острове. Так, 30 апреля жители устроили протестную акцию после ночного прибытия рыбацкой лодки, на борту которой находилось 450 человек.

Мэр Лампедузы Тото Мартелло, в свою очередь, заявил: "Лампедуза больше не может справиться с этой ситуацией. Либо правительство примет немедленные решения, либо весь остров объявит забастовку. Мы не можем справиться с чрезвычайной ситуацией, и ситуация сейчас действительно неустойчива". Очевидно, мэр острова солидарен с позицией местных жителей, которые недовольны бездействием итальянского правительства.

В этом году до берегов Италии уже добрались почти 13 тысяч человек, что в три раза больше, чем за аналогичный период 2020 года. Причем ожидается, что наибольший прирост количества прибывших на Лампедузу и территорию Италии в целом будет летом, когда начнутся длительные жаркие дни и нагреется Средиземное море.

Сирийские беженцы у контрольно-пропускного пункта Пазаркуле (Pazarkule) на границе Турции и Греции. Турция открыла границы с ЕС для сирийских беженцев.
Sputnik
Сирийские беженцы у контрольно-пропускного пункта Пазаркуле (Pazarkule) на границе Турции и Греции. Турция открыла границы с ЕС для сирийских беженцев.

Италия – одна из жертв миграционного кризиса

Впрочем, в этой ситуации виновато не столько правительство Италии, сколько бездействие других стран-членов ЕС. Италия является одной из наиболее пострадавших стран, которая несла на себе бремя миграционного кризиса 2014–2016 годов и, похоже, продолжает его нести по сей день. Это связано с тем, что, согласно Дублинскому соглашению, мигранты должны подавать ходатайства о получении убежища в той стране, где впервые пересекли границу Евросоюза.

Переплывая Средиземное море, первая страна, куда попадают беженцы из африканских стран, – это Италия, чаще всего – остров Лампедуза. В разгар миграционного кризиса в ЕС в 2015 году на берег этого итальянского острова высадилось около 20 тысяч человек. Именно поэтому Лампедузу называют "воротами в Европу".

Власти страны не раз заявляли о несправедливости такого подхода и требовали разделения ответственности, но другие европейские государства не были готовы проявлять солидарность тогда и не готовы к этому сейчас.

Сегодня итальянское правительство в очередной раз бьет тревогу, призывая своих партнеров по ЕС к солидарности, а министр внутренних дел требует провести "структурные изменения" в управлении мигрантами внутри евроблока.

До сих пор никто не придал внимания этим призывам о помощи. Австрия, например, вовсе исключила возможность приема мигрантов, недавно прибывших с Лампедузы. Проблема в том, что так долго продолжаться не может. Сам лагерь в Лампедузе рассчитан только на 300 человек, хотя в отдельные дни количество прибывших беженцев может быть даже больше этой цифры.

Учитывая, что только за одну неделю на остров прибыло несколько тысяч человек, вскоре беженцев может стать больше, чем местных жителей, которых сегодня там насчитывается шесть тысяч человек. Ожидается, что ситуация со временем будет ухудшаться. По данным итальянской разведки, 50–70 тысяч человек могут находиться на берегах Ливии в ожидании аналогичного "путешествия".

Участники акции против про-иммигрантской политики канцлера Германии Ангелы Меркель в Берлине.
© Sputnik / Екатерина Соловьева
Участники акции против про-иммигрантской политики канцлера Германии Ангелы Меркель в Берлине.

Страны ЕС не хотят делиться суверенитетом

В 2019 году на рынке труда насчитывалось 8,8 миллионов человек, не являющихся гражданами Евросоюза. Данные за 2020–2021 года пока не опубликованы. Всего в ЕС сегодня проживает 450 миллионов человек. Таким образом, процент беженцев и мигрантов от общего населения в Союзе довольно высокий.

"Ситуация с миграцией в Европе выглядит сегодня даже более критично, чем пять-шесть лет назад. Это результат нарастания кризиса в странах африканского и азиатского континентов. Ограничения передвижения, введенные странами ЕС в связи с пандемией, могут затормозить очередную волну миграции, но не перекрыть ее", – заявил член комитета Госдумы РФ по международным делам Сергей Железняк.

Депутат считает, что введенная ранее система мер с обязательными квотами для стран-членов ЕС по приему беженцев не сработала.

Страны-члены ЕС долго тянули с решением миграционного кризиса 2014–2016 годов, из-за чего он достиг катастрофических масштабов. Национальные правительства опасались потери суверенитета в сфере регулирования миграции, из-за чего неохотно соглашались на какие-либо реформы в этом направлении. Особенно на передачу части суверенитета наднациональным институтам ЕС не были готовы идти страны Восточной Европы, среди которых в том числе Венгрия и Польша – главные критики миграционной политики ЕС.

Эта проблема остро стоит в ЕС до сих пор. Не все страны готовы серьезно заниматься решением миграционной проблемы, ведь от нее в основном страдают южные государства – Италия, Испания, Греция, которых практически не слушают.

Таким образом, кризис солидарности в ЕС по-прежнему силен, из-за чего до сих пор нельзя говорить о прекращении миграционного кризиса, начавшегося еще в далеком 2014 году. Пандемия COVID-19 лишь ненадолго приостановила проблемы с крупными потоками беженцев из Африки и Ближнего Востока, но вовсе не решила их.

Это значит, что в 2021 году ЕС может столкнуться с новой волной миграционного кризиса, но только в этот раз он будет гораздо слабее из-за наличия серьезных внутренних проблем, включая экономический кризис, вызванный пандемией. Прибывшие на остров Лампедуза беженцы – яркий сигнал о начале надвигающейся на Европу катастрофы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме