Добровольная вакцинация от COVID-19 стала своеобразным испытанием европейцев на благоразумие и ответственность. Которое они, похоже, с треском провалили. Если не все, то очень многие. Это и вынуждает сейчас правительства, разочаровавшиеся в здравомыслии соотечественников, постепенно отказываться от политики добровольной вакцинации и переходить к мерам принуждения.
Франция, невзирая на недовольство населения, вводит требование обязательного предъявления свидетельства наличия иммунитета для всех потенциальных клиентов ресторанов, кафе и иных увеселительных заведений.
Париж знал, на каком именно нерве французов надо сыграть, чтобы они вспомнили о благоразумии и выстроились в электронную очередь на уколы. Миллион недовольных завсегдатаев кафе и бистро записались на бесплатную вакцинацию в течение суток после заявления президента Эммануэля Макрона о решении сделать ее обязательным условием распития чашечки кофе.
Так же, как и государственные деятели других европейских государств, французский лидер обосновал "закручивание гаек" опасностью распространения особо заразного штамма "Дельта" и риском появления новых, еще более опасных "мутантов" коронавируса.
Политики и чиновники в большинстве своем продолжают говорить о соблюдении принципа добровольности вакцинации, но на деле жизнь, то есть, прямо говоря, легкомыслие и безответственность части населения вынуждают государства постепенно и пока еще фрагментарно вводить меры принудительной иммунизации.
Ну или поощрять к тому владельцев частных предприятий, заставляющих своих работников вакцинироваться под угрозой недопущения на рабочие места.
Даже если сделать вид, что полузакрытые для не имеющих иммунитета путешественников границы не означают принуждения к вакцинации, новые примеры введения дополнительных жестких требований прямо говорят о намерении властей заставить людей привиться.
Угроза штрафов более действенна, чем убеждение
Из самых свежих примеров перемен в политике борьбы с пандемией, помимо французского, можно упомянуть еще Грецию, где правительство обязало под угрозой штрафов в размере до 20 тысяч евро вакцинироваться всех сотрудников и обитателей домов престарелых, работников государственных и частных больниц, отказало не имеющим иммунитета соотечественникам и туристам в праве находиться в помещениях баров и ресторанов.
"Любой, кто откажется от вакцинации или не завершит цикл вакцинации, будет отстранен от работы без выплаты заработной платы", - процитировали местные издания Василиса Кикилиаса, министра здравоохранения страны – исторической родины демократии.
Примерно то же самое происходит или будет происходить в странах Балтии и практически по всей Европе (с поправкой на местную эпидемиологическую ситуацию), включая и Россию, где также вводится обязательная вакцинация для ряда категорий работников.
Латвия, например, сразу шагнула в "вакцинную диктатуру", наделив работодателей правом с 1 октября увольнять непривитых от ковида сотрудников.
И, надо думать, по мере нарастания риска новой волны заболеваемости и, соответственно, рисков введения новых локдаунов и карантинов (то есть дополнительных экономических потерь), власти все реже будут говорить о добровольности и все чаще о вынужденном принуждении людей подставить предплечье под шприц.
Институт государства как инструмент принуждения в очередной раз доказывает свою востребованность, а заодно и готовность отказаться от неукоснительного соблюдения прав человека и права на свободу выбора во благо экономики и налоговых поступлений.
Переход к принуждению означает еще и отказ властей от дальнейшей дискуссии со скептически настроенными в отношении массовой вакцинации избирателями по причине разочарования первых в интеллектуальных способностях вторых.
Конечно, случись на планете пандемия не коронавируса, а чего-нибудь пострашнее, никого бы не пришлось принуждать вакцинироваться. Но петух оказался не настолько жареный и не настолько большой, чтобы в достаточной степени напугать население и заставить его на время позабыть о теориях заговоров, вспомнить школьную программу и задуматься об элементарном благоразумии.
Ну а раз это, к счастью, не случилось, можно обратиться к трудам майора военно-воздушных сил США Эдвард Мерфи. Великого, возможно даже величайшего из всех великих ученых и мыслителей прошлого века, посвятивших себя тщательному изучению феномена человеческой недальновидности и глупости.
Великие прозрения майора Эдварда Мерфи
Именно Мерфи сформулировал основные постулаты всемирного закона подлости через теорию развития неприятностей антропогенного происхождения.
Скептики утверждают, что необыкновенной прозорливости этого гения способствовала тупость военных техников, ремонтировавших самолеты, но можно уверенно утверждать, что такой подход к оценке истоков прозрений Мерфи неубедителен и примитивен.
Неверно ограничивать применение всех работ ученого майора исключительно к особому миру происходящих в среде военных интеллектуальных процессов. За мудростью этого мыслителя стоят века и тысячелетия страданий человечества от собственной глупости.
А авиатехники, неправильно установившие пропеллер, стали лишь легким толчком, сдвинувшим лавину откровений мыслителя. Очевидно, что вроде бы шуточные аксиомы Мерфи можно смело применять для оценки событий и тенденций в любой сфере жизни и деятельности человека.
"Если существуют два способа сделать что-либо, причем один из них ведет к катастрофе, то кто-нибудь изберет именно этот способ", – один из шедевров майора Мерфи, неоднократно подтвержденный повседневной практикой.
Включая и выбор значительной части населения варианта решения дилеммы "прививаться-не прививаться". И наконец шедевральное: "Предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему".
Аксиома, прямо применимая к ситуации с вакцинацией. Если и дальше неукоснительно придерживаться принципа добровольности уколов, "отряд" принципиальных противников массовой вакцинации будет достаточно многочисленным.
И, следовательно, за коронавирусом останется пространство для "маневра", то есть риск появления новых, еще более опасных его штаммов, снизить до нуля не удастся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.