В 2012 году Евросоюз был удостоен Нобелевской премии мира в знак признания "более шести десятилетий содействия миру и примирению, демократии и правам человека в Европе". В своей приветственной речи в Осло тогдашний президент Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что мир может "рассчитывать на наши усилия по борьбе за прочный мир, свободу и справедливость".
Однако вскоре все изменилось. Менее чем через десять лет ЕС предпринимает два больших шага для укрепления своего оборонного потенциала и участия в военных конфликтах путем подготовки и оснащения вооружением правительств за пределами блока.
Пандемия COVID-19 – наиболее подходящее время для таких действий, поскольку СМИ и общество больше всего сосредоточены на вопросах ситуации с коронавирусом и вакцинации. Другими словами, ЕС действовал смело, поскольку знал, что сейчас это не вызовет большого шума.
Как европейская "оборонка" стала жертвой коронавируса >>>
Еще в декабре прошлого года был согласован Европейский оборонный фонд на сумму 8 млрд евро, направленный на разработку и приобретение нового оружия и технологий для вооруженных сил в ЕС и за рубежом.
ЕС также недавно запустил Европейский фонд мира – механизм, который позволит в кратчайшие сроки поставлять различное военное оборудование, включая оружие, неевропейским вооруженным силам по всему миру.
Франция и Германия, Комиссия и большинство депутатов Европарламента настаивали на использовании этих инструментов для укрепления европейской власти за рубежом.
В качестве оправдания этой меры они указывают на конфликты на Ближнем Востоке, в Сахеле и на Украине. Эти инициативы однозначно укрепят экономическое и дипломатическое влияние ЕС.
Кроме того, они также принесут пользу европейской оружейной промышленности, предоставив средства на исследования и разработки, а также новые возможности для продажи оружия за рубежом.
Блок нарушает свои же договоры
Многие активисты обвиняют ЕС в отказе от своих основополагающих принципов и уступке лоббированию со стороны оружейной промышленности для получения большего государственного финансирования.
В юридическом заключении, подготовленном для европейской парламентской группы, утверждается, что Европейский оборонный фонд (ЕОФ) является "явным нарушением" основополагающих договоров ЕС, которые запрещают использование бюджета блока для "операций, имеющих военные или оборонные цели".
Военные исследования ЕС начались в 2014 году, когда парламент одобрил пилотный проект на сумму 1,4 млн евро, который не выглядел чем-то серьезным.
Тем не менее, это открыло путь для множества других экспериментов: ЕС выделил более 500 млн евро на военные исследовательские проекты в период с 2017 по 2020 год, включая инвестиции в квантовые технологии, искусственный интеллект, различные виды оружия и так далее.
Новый фонд ЕС разработан по образцу давней программы гражданских исследований ЕС, которая теперь называется Horizon Europe. Но финансирование вооружений или других разработок военного характера запрещено в рамках гражданской программы.
ЕОФ станет первой крупной инициативой ЕС, которая использует государственные деньги для финансирования разработки оружия и технологий, в первую очередь предназначенных для военного использования.
Так, эти действия Евросоюза сегодня с уверенностью можно назвать его милитаризацией, чего раньше никогда не происходило, по крайней мере, в таких масштабах.
Евросоюз будет раздавать оружие
Несмотря на свое название, Европейский фонд мира стоимостью 5 млрд евро в течение следующих семи лет позволит ЕС предоставлять военное оборудование, включая летальное оружие, военным за пределами Европы.
Это также позволит ЕС предоставлять оружие непосредственно национальным правительствам и региональным субъектам в Африку, а не через Африканский союз, как это приходилось делать ранее. Таким образом, этот фонд развязывает руки ЕС в вопросах предоставления военной помощи практически в любую точку планеты.
Сорок правозащитных организаций предупредили, что возможность предоставления иностранным вооруженным силам смертоносного оружия "приведет к усилению нарушений прав человека и будет способствовать дальнейшему насилию и распространению оружия, а не защите гражданского населения и поиску политических решений".
Несмотря на присутствие иностранных сил и миротворческой миссии ООН, насилие в Мали, Нигере и Буркина-Фасо резко возросло за последний год. Вместо того, чтобы пересмотреть свою стратегию, ЕС намерен расширить свои военные операции.
Впрочем, такая стратегия ЕС вполне подходит для европейской оружейной промышленности, которая заинтересована в продолжении конфликтов в Сахеле, Ближнем Востоке и других регионах, куда европейцы могут поставлять свое оружие и военное оборудование.
В документе Еврокомиссии от февраля 2020 года также содержался призыв расширить зону миссии в Сахеле, чтобы "охватить все территории Мали", а также расширить программы для вооруженных сил Буркина-Фасо и Нигера.
"Хочешь мира – готовься к войне" – похоже, именно так рассуждают евробюрократы. Но вполне вероятно, что ЕС только ухудшит положение в регионе.
Афганистан навечно станет болезненным напоминанием о провале ЕС >>>
Так, по данным Human Rights Watch, контртеррористические кампании, проводимые правительствами Мали, Нигера и Буркина-Фасо, привели к более чем 600 незаконным убийствам с 2019 года. Существуют опасения, что новая способность ЕС предоставлять оружие иностранным силам может еще больше обострить ситуацию.
Франк Слайпер, исследователь военной промышленности, утверждает, что "ЕОФ будет предписывать военные меры реагирования на конфликты, которые в этом не нуждаются, и, вероятно, только усугубит конфликты". Он добавил: "Это увеличит риск причинения вреда гражданскому населению, а не принесет мир в регион".
Если ЕС действительно хочет содействовать миру и безопасности, то ему следует уделять внимания не разработке более масштабных систем вооружений, а созданию большего числа договоров о разоружении.
Очевидно, что в настоящее время бюджет Евросоюза должен идти на проекты в системе здравоохранения, а не на войну.
Тот же Франк Слайпер выразился так: "Ясно, что Европейский союз все дальше и дальше отходит от первоначальной идеи мирного проекта, и эти инструменты в виде фондов являются очень наглядными примерами этого".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.