Евросоюз и Соединенные Штаты на Совете по торговле и технологиям в Питтсбурге сойдутся в поиске почвы для возобновления прерванных ранее переговоров о заключении соглашения о свободной торговле. Делают они это старым проверенным способом – объединяясь против общих "недругов и опасностей". Эту роль планируется отвести Китаю, а также американским сетевым и технологическим корпорациям.
Совет ЕС-США по торговле и технологиям – свежая совместная инициатива сторон, направленная на поиск общих позиций по важнейшим вопросам, связанным с мировой торговлей и новыми технологиями. Первое его заседание намечено на 29 сентября. По сути, это будет трансатлантическая встреча на высшем уровне с участием комиссаров ЕС Валдиса Домбровскиса и Маргреты Вестагер, госсекретаря США Энтони Блинкена и министра торговли Джины Раймондо.
"Стратегические союзы направлены на формирование общих подходов, а также на преодоление трудностей", – дипломатично и практически слово в слово прокомментировали предстоящую встречу европейские комиссары. Ее многие в Евросоюзе рассматривают как попытку подготовить почву для возобновления свернутых в прошлом переговоров о заключении соглашения о свободной торговле.
Давно подготовка к встрече трансатлантических партнеров не была такой сложной, долгой и насыщенной интригами. "Утечки" (быстро устраненные, с последующим удалением документов) в средства массовой информации о содержании и приоритетах предстоящих обсуждений, "контрутечки", опровержения, речи, наполненные доводами "за" и "против".
Да еще и скандал, начатый Францией, совершенно взбесившейся из-за потери заказа на строительство субмарин для Австралии, которая предпочла передать подряды американцам и британцам в качестве, вероятно, своего взноса в новый военный и совершенно англо-саксонский региональный военный альянс.
Париж и без этого дополнительного раздражителя не был сторонником возобновления комплексных торговых переговоров с Вашингтоном и во главе группы европейских скептиков требовал ограничить полномочия Еврокомиссии в процессе налаживания мостов с американцами, отчитываться о каждой детали и повороте обсуждений.
"Австралийские субмарины" дали французам повод попытаться вовсе если не отменить, то хотя бы отложить встречу "Совета по торговле и технологиям", но отсутствие поддержки немцев, датчан и иже с ними в акте "благородной мести" американцам за перехват заказа на подлодки не позволили Парижу торпедировать, образно говоря, переговоры.
Американские интернет-компании – то же, что "экспансия" Китая?
Повестка встречи в Питтсбурге замкнута на обсуждении общих "болячек" и совместном противостоянии "опасностям и недругам", что вполне разумно с точки зрения поиска общей опоры в "болоте" накопившихся разногласий, конфликтов и обид. Интересно, что помимо очевидного "фактора Китая" как внешнего стимула для единения трансатлантических партнеров, в списке ключевых тем и серьезных опасностей значатся дефицит полупроводников (производство которых сконцентрировано в Азии) и американские виртуальные "монстры", совокупно именуемые для краткости GAFA (Google, Apple, Facebook и Amazon).
Точнее, опасностью эти корпорации в большей степени считает Евросоюз. Он не первый год пытается заставить их полностью "слиться" с законодательством альянса и платить налоги в размерах, соответствующих представлениям Брюсселя о справедливых отчислениях от полученных в европейских странах прибылей.
Вашингтон до недавних пор к намерениям ЕС относился прохладно, хотя и согласился после прихода к власти президента Джо Байдена с идеей учреждения глобальных критериев налогообложения крупных корпораций. Однако о выделении интернет-компаний в отдельную группу, на чем настаивали европейцы, ранее речь не шла.
Однако недавно серьезные претензии к GAFA возникли и у Вашингтона, возбудившего несколько дел против Google по обвинениям в нарушении антимонопольного законодательства. Если верить "просочившемуся" в Сеть черновику совместного заявления (что к настоящему моменту из открытого доступа уже удален), Соединенные Штаты и Евросоюз планируют в Питтсбурге поговорить о едином подходе к "фактору GAFA", чтобы ограничить растущую рыночную мощь и влияние крупных технологических компаний.
"Мы определили общие проблемы, вызывающие озабоченность и связанные с полномочиями крупных интернет-платформ как гейткиперов (основных игроков – прим. Baltnews) и ответственностью онлайн-посредников", - говорится в документе, где отмечена также необходимость добиваться от социальных сетей больших усилий в борьбе с распространением дезинформации.
Грядут ограничения в инвестициях и торговле
Что же касается Китая, то намерение сторон обсудить общие правила по ограничению иностранных инвестиций в "стратегически важные" отрасли и предприятия направлено в первую очередь против Пекина.
Брюссель ввел практику ограничения прав инвесторов из третьих стран приобретать значимые доли в ключевых компаниях, имеющих повышенное значение для Евросоюза (список которых он сам же и составил). В мае Еврокомиссия представила предложение, в соответствии с которым компании, поддерживаемые иностранными правительствами, должны будут запрашивать согласия Брюсселя на приобретение стратегических европейских активов.
Вашингтон тоже пристально контролирует зарубежные вложения в национальную промышленность и финансовый сектор – прежде всего, китайские. Но общих подходов к этим проблемам и совместимых инструментов ограничения нежелательных инвестиций у США и ЕС пока нет.
"Мы намерены поддерживать режимы проверки инвестиций исключительно с целью устранения рисков для национальной безопасности и общественного порядка в пределах ЕС. Мы понимаем, что наши режимы проверки инвестиций должны сопровождаться соответствующими механизмами принуждения", – говорится в проекте совместного заявления сторон накануне встречи в Питтсбурге.
К намерениям выработать общую политику "сдерживания" Китая, а также России можно уверенно отнести и намеченное согласование ограничений экспорта оборудования, программного обеспечения и конфиденциальных технологий двойного, то есть и гражданского, и возможного военного, полицейского применения.
"ЕС и США признают необходимость контроля над торговлей некоторыми товарами двойного назначения, в частности, определенными технологиями кибер-наблюдения, чтобы предотвратить их неправомерное использование способами, которые могут привести к серьезным нарушениям прав человека или международного гуманитарного права", – говорится в проекте совместного заявления.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.