В настоящее время в Афганистане идут достаточно сложные политические процессы, которые связаны с латентным противостоянием внутри движения Талибан* – между двумя условными кланами – "восточным" и "южным" Талибаном*. Такое мнение выразил научный сотрудник РЭУ Г.В. Плеханова, доцент МГУ, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Георгий Асатрян.
"Восточный Талибан* представляет собой более радикальное, более экстремистское движение, оно находится в союзе с "сетью Хаккани" (запрещена в РФ). В основном курирует все силовые ведомства, министерства и является сторонником более жесткой линии внутри Афганистана", – отметил он в разговоре с Baltnews.
"Южный" Талибан*, центр которого в Кандагаре и в Гильменде, представляет собой более модернистский Талибан*, который участвует в переговорах и в дипломатии. Это так называемая "Дохийская группа", мулла Барадар. Они сторонники более модернистского и более мягкого подхода", – добавил Асатрян.
По его словам, есть достаточное количество эмпирических данных, которые подтверждают данную гипотезу.
"Сейчас Талибан* занят тем, что пытается создать регулярную армию, выстроить определенные государственные институты, в общем – создать государство. На мой взгляд, у них это не получается, потому что у них нет ни ресурсной базы, ни умения, ни возможностей", – сказал эксперт.
"Они просто не умеют этого делать, у них нет для этого потенциала. Это по-прежнему в целом достаточно радикальное движение, которое пока не проявляет особой активности для борьбы с разного рода террористическими организациями внутри Афганистана. А их, по разным оценкам, около тридцати", – указал он.
Асатрян пояснил, что Талибан* не стремится атаковать сопредельные страны, не хочет уходить из Афганистана, экспортировать свою радикальную идеологию, по крайней мере, пока таких тенденций не наблюдается. Однако, по его словам, сам факт управления со стороны этого движения стабилизации стране не дает.
"В целом это достаточно сложный процесс, который прогнозировать достаточно тяжело, поэтому нужно смотреть и наблюдать, как проявляют себя талибы*, что они делают, куда они идут и как себя проявляют. По крайней мере, пока можно говорить о том, что в целом более предпочтительна позиция радикального крыла и "сети Хаккани", которая находится в тесном союзе с пакистанскими силовиками. Удастся ли модернистам одержать верх, навязать свою более мягкую линию – от этого будет зависеть очень многое", – сказал эксперт.
"Также стоит отметить, что в стране тяжелый гуманитарный кризис, который можно назвать катастрофой. Усиливается голод, гуманитарной помощи нет. Одновременно с этим попытки как-то смягчить талибов проявляются всеми без исключения сторонами, всеми региональными державами, всеми великими державами. То есть идет сложная дипломатическая работа", – заключил Асатрян.
Ранее Газета.ру писала, что движение "Талибан"* в Афганистане намерено создать "независимые национальные ВВС". В планах талибов* также создание регулярной армии, численность которой должна составить 150 тысяч человек.
Напомним, в конце августа силы США и международной коалиции завершили почти 20-летнюю миссию в Афганистане. Вывод американских войск был использован талибами*, и в середине августа радикалы без боя захватили столицу Кабул. В результате весь Афганистан снова находится под контролем талибов*.
Хотя талибы* пообещали не мстить противникам режима, международное сообщество обеспокоено ухудшением ситуации с правами человека в Афганистане и новыми ограничениями, введенными в отношении различных слоев общества, особенно женщин.
* Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.